Лента новостей

Воскресенье 19 мая

09:06Почему желудок страдает от курения наравне с легкими? 06:46Лера Кудрявцева отмечает 53-летие: 10 фактов о жизни и творчестве известной телеведущей 03:15Годовщина свадьбы Меган Маркл и принца Гарри: 6 лет муж и жена 00:11Алименты и детская поддержка: как определяются размеры алиментов и как обеспечить финансовую поддержку детей после развода 22:06Похудела и расцвела: Анна Семенович выставила красоту напоказ 21:09Появились подробности о состоянии Лолиты – печально и неожиданно 21:09Народные приметы на 19 мая. Почему в день Иова нужно варить горох? 19:15Победитель телешоу "Фактор А" Сергей Савин высказался о покинувших Россию звездах 18:19Великая и ужасная Ева Польна: две специальности, двое детей и двойное счастье 15:08"Оглянись на себя": 3 вопроса Омара Хайяма, которые стоит себе задать 12:04Спортсменка или артистка? Почему Алина Загитова стоит перед сложным выбором 10:27Как живет любимая миллионами "тетя Таня" Судец из "Спокойной ночи, малыши!" 09:04Как быстрее отдать долги: 8 советов инвестора 06:12Сложный тест: хорошо ли вы помните культовый советский фильм "Курьер"? 03:45Как покраситься в блонд девушкам с русыми волосами в домашних условиях? 00:09Анджелину Джоли сняли на свидании со звездой фильма "Мастер и Маргарита" Аугустом Дилем 23:59 "Жирная и хромая": самоирония Леры Кудрявцевой или крик о помощи? 20:36Наталья Подольская похвасталась одеждой по баснословной цене 16:46После трагедии в семье Заворотнюк дочь устроила праздник – горько 16:26ТЕСТ для настоящих любителей фильма "Самая обаятельная и привлекательная" 13:13"В мае – маяться": как россияне выбирают обручальные кольца – исследование от Sunlight 11:55Тест: насколько хорошо вы знаете приключения советского Шерлока Холмса? 10:39Новый виток конфликта: Успенская обрушилась на Киркорова с обвинениями в трагедии 09:11Волочкова объяснила причину отказа дочери от ее фамилии 06:04Известная артистка объявила о связи с Хабенским: семья, любовь, дружба 06:0317 мая умер Поперечный – рассказываем, как это было 03:155 лучших песен Анжелики Агурбаш: когда музыка становится сокровищем 00:03Главный изъян во внешности Пугачевой уже не скрыть 20:4464-летняя Гузеева после перелома ноги не может согнуться 19:39Завидный холостяк Шаляпин ошарашил заявлением о рождении ребенка 18:41Покинувшая профессию Орбакайте сожалеет о неправильном выборе 17:06Губернатор Подмосковья и протоиерей Ткаченко посетили Московский областной хоспис 16:10Могила у Пугачевой: сделано заявление о захоронении на территории замка Примадонны 15:46Собянин: Сделаем участие бизнеса в благоустройстве Москвы привлекательнее 14:33Тест для самых умных: отгадайте актрису СССР по фото и описанию 14:21"Президент уже все подписал": эксперты оценили продолжение темы аппаратных перемен и назначений 12:00Лидер "ДДТ" Юрий Шевчук отмечает день рождения: 67 лет успеха 09:34Жириновский был прав – найдено подтверждение словам покойного 08:50"Не ее конек": Валерия высказалась о вокале Бузовой 08:30Зверев обрадовал новостью о возвращении Пугачевой из Израиля в Россию 06:3918-летняя дочь отреклась от Тома Круза и сменила фамилию 03:05Отправившийся в тур Джастин Тимберлейк с треском провалился из-за скандала с Бритни Спирс 00:27Меган Фокс отмечает 38-летие: собрали малоизвестные факты о голливудской звезде 22:24УТРАТА: Народный артист РФ ушел из жизни внезапно 20:20Бывший муж Бородиной нашел очередную "принцессу" сразу после свадьбы 18:20Новое обращение Дюжева оказалось неожиданным 16:47Объявлено о переломном моменте в жизни Аллы Пугачевой 14:34За 89 лет в московском метро открыли 294 станции – Собянин 14:04Собянин подписал постановление о создании новых управ районов в ТиНАО 12:36Бузова устроила пляски на столе на глазах у изумленной толпы
685
400
true
Дни.ру
1
5
4.7
96
info@dni.ru
+7 (495) 530-13-13
ООО «Дни.ру»
235
35

Почему Россия не любит футбол

9118
Демьян Донской

Демьян Донской

Окончил факультет журналистики. Первые шаги в профессии делал в отделе экономики, потом решил стать спортивным обозревателем. Занимался баскетболом и плаванием, а лучшей игрой в мире считает футбол.

Накануне старта Евро-2016 сборная России, как и все другие участники турнира, провела два товарищеских матча. Прошли они при пустых трибунах, поскольку играли наши на стадионах, расположенных вдали от мест компактного проживания своих болельщиков. Арена с пустующими креслами даже на телекартинке смотрелась "антифутбольно", отчего и сама игра казалось унылой и оптимизма поклонником нашей сборной перед Евро не добавляла. Некоторые уважаемые в футбольном сообществе люди даже поставили вопрос ребром: почему нельзя было провести эти товарищеские встречи дома, в России, а затем устроить торжественные проводы команды во Францию.

Но тут следует встать на защиту РФС. Одно дело играть на пустом стадионе в Монако и тешить себя соображениями, что посещение княжества для большинства российских болельщиков – слишком дорогое удовольствие. И совсем другое – раздавать чуть ли не бесплатно билеты на "Открытие Арену" и все равно не собрать аншлага на товарищескую игру с Литвой. На фоне подготовки к домашнему чемпионату мира это, прямо скажем, показное равнодушие россиян к футболу, должно стать главной головной болью для РФС. Не ход строительства стадионов, которые, конечно же сдадут в срок кровь из носу (и Олимпиада в Сочи тому доказательство), а то, как заполнить эти стадионы. Надеяться на то, что все эти 35, 45, 65 и 80 тысячные арены станут местом паломничества иностранный болельщиков, конечно, приятно, но соломку-то лучше подстелить.

Понятно, что сборной России аншлаги на домашнем ЧМ гарантированы, а как быть с играми каких-нибудь условных сборных Коста-Рики и Ганы – стран, откуда в силу их отдаленности от нашей страны вряд ли прибудет много болельщиков? Заполнять трибуны на таких матчах придется собственными усилиями, но что делать с катастрофическим падением интереса россиян даже к собственному футбольному чемпионату?


Нет, в РФС стараются. Вот перед Евро-2016 организовали движение "Россия любит футбол", сформировали автобусный тур по городам, где будет играть наша сборная, набили туда журналистов и известных россиян… Волейболистка Екатерина Гамова, неожиданно ставшая послом движения, умно и правильно рассуждала о том, что наши футбольные болельщики очень агрессивные, поэтому у многих нет желания посещать стадион с детьми, женами, бабушками. И вот цель движения как раз эту культуру изменить. Так себе в РФС представляют процесс популяризации футбола в веке 21-м с его гаджетами, интернетом и соцсетями. Но может, у клубов РФПЛ имеется положительный опыт в этой сфере?

Увы, аншлаги на футбольных матчах в России стали большой редкостью. Шутка ли, но даже легендарное московское дерби "Спартак" – ЦСКА на той же "Открытие Арене" собрало 41 тысячу зрителей из 45 возможных. То есть аншлага не случилось. Итоговые же цифры посещаемости матчей в прошедшем сезоне и вовсе удручают. На чемпионов в среднем ходило 9 591 зрителей, на серебряный "Ростов" – 13 334, на бронзовый "Зенит" – 16 813, на занявший 4-е место "Краснодар" – 10 933. А лидером по посещаемости стал "Спартак", который в среднем поддерживали 25 179 болельщиков. При том, что это лишь половина вместимости спартаковского стадиона. А ведь уровень нашего чемпионата за последние 10 лет существенно вырос, обострилась конкуренция за лидерство. В многолетний спор ЦСКА и "Зенита" за главный трофей постоянно вмешиваются другие команды, а в этом сезоне борьба за первую пятерку в турнирной таблице больше напоминала чехарду. Между тем ЦСКА, в третий раз выигравший чемпионат за последние четыре года, в битве за зрителя год от года регулярно проигрывает даже периодически борющейся за выживание в премьер-лиге "Кубани". Так, в чемпионском для ЦСКА 2013/2014 на его игры в среднем ходили 9 593 зрителей, в то время как среднестатистический матч "Кубани" (итоговое 8-е место) посетили 13 819 болельщиков.


Согласно сухой статистике в этом сезоне "Спартак" стал лидером по посещаемости матчей, существенно обогнав идущий на втором месте по этому показателю "Зенит". Хотя, объективности ради, стоит заметить, что питерский клуб при всем желании по этому показателю догнать красно-белых не может. Вместимость домашней арены сине-бело-голубых по документам 21 тысяча. По факту – не больше 18 с учетом требования обязательно выделять гостевые трибуны (которые полностью заполняются гостями только на топовых матчах с ЦСКА, "Локомотивом" и тем же "Спартаком", а на других играх пустуют) и обеспечивать так называемые "буферные" зоны, отделяющие фанатские сектора от остальных. Немаловажно и то, что "Петровский" – откровенно старый стадион, о чем как-то с сожалением заметил генеральный директор "Зенита" Максим Митрофанов. "Доходы, которые мы получаем от продажи билетов, нас не устраивают, поскольку мы знаем, что способны зарабатывать больше. Но мы играем на "Петровском", чьи возможности ограничены: это маленький стадион, да и новее он не становится", – рассказал он журналистам.

Но даже в этой ситуации, если посмотреть на статистику посещаемости, оперируя процентами (что более корректно), о лидерстве "Спартаку" придется забыть. Его 25 179 болельщиков – это около 56% заполняемости "Открытие Арены", в то время как "зенитовские" 16 813 – около 80%.

Перебравшись на новый стадион, "Спартак", по сути, довольствуется почти той же армией поклонников, что посещали игры "народной" команды в закрывшихся в 2013 году Лужниках. 20 547 в среднем бывало на домашней арене красно-белых в сезоне 2011/2012, когда москвичи заняли 2-е место в чемпионате. Для сравнения у "Зенита" в том сезоне на игры в среднем ходили 19 688 зрителей.

Да, по количеству болельщиков "Зенит" лидирует – по оценкам многочисленных независимых исследований клубу симпатизирует около 15 миллионов, то есть примерно четверть всех любителей футбола в стране. Но смогут ли питерцы заполнить новый стадион, который строиться на Крестовском острове? Сложно прогнозировать.


Одна из причин популярности клуба – в звездных игроках, которые приносят "Зениту" не только расходы на их покупку и зарплату, но и доходы в виде растущей армии поклонников. Несмотря на неудачный сезон (а 3 место в чемпионате и вылет из плей-офф Лиги чемпионов на стадии 1/8 финала в клубе честно признали провалом), "Зенит" остается вне конкуренции среди остальных российских команд на европейской арене. За последние пять лет сине-бело-голубые заработали 108, 5 балла в зачет таблицы коэффициентов УЕФА, входят в топ-16 европейских клубов, занимая 15 место. Для сравнения на счету у ЦСКА – 56,5 балла и 41-е места, а у "Спартака" всего лишь 26,5 балла и аж 101 место в таблице коэффициентов. Ближайший же к "Зениту" конкурент по рейтингу УЕФА – "Рубин", занимает 39 место.

Но завтра под влиянием экономического кризиса или требований финансового fair play и питерский клуб может частично лишиться своих европейских звезд и перейти на "импортозамещение". И что тогда? Чем привлекать болельщиков? Есть ощущение, что в "Зените" это понимают, поэтому пытаются "бежать во всех направлениях". Активно работают с болельщиками в онлайне, наращивая "социальный капитал" в виде подписчиков в соцсетях и посетителей на сайте, собрав в интернете аудитории под 7 миллионов в год. Развлекают болельщиков в офлайне нестандартными социальными и маркетинговыми проектами. В общем – стараются аудиторию удерживать и увеличивать вне зависимости от спортивных результатов. Кстати, пример "Спартака" в этом плане выглядит вдохновляющим. Шлейф былой популярности и заслуживающая уважения верность болельщиков красно-белых, передающаяся буквально из поколения в поколение, позволяет москвичам соблюдать не слишком большую дистанцию в погоне за "Зенитом".

Впрочем, в Чемпионате России всем клубам стоит учиться конвертировать свои успехи на футбольном поле в прирост аудитории и армии болельщиков. Что хорошо видно на примере ЦСКА – клуб, регулярно выигрывающий чемпионат и Кубок России, выступающий в Лиге чемпионов, занимает 10-е место по посещаемости игр в сезоне.

Если уж в столице картина с популяризацией футбола так печальна, то, что говорить о других российских городах. Большинство российских клубов премьер-лиги в этом смысле придерживаться какой-то даже аморфной политики, не стремятся переломить ситуацию, предложить своим поклонникам что-то реально интересное, кроме условных семечек на стадионе во время матча и надеются на старую формулу "авось как-нибудь обойдется". Не удивительно, что РФС в век гаджетов и соцсетей организует агитавтопоезд вместо того, чтобы учиться новым методам работы с болельщиками.

 

ДНИ в Telegram

14 июня 2016, 10:59
Фото: GLOBAL LOOK press/Dmitry Golubovich