Лента новостей

Среда 9 июля

18:02 Как быстро избавиться от тли на участке без единой копейки: проверенные народные средства 17:44Тест: угадай советский фильм по фразе о деньгах 17:37Не стало легендарной актрисы кино, театра и телевидения – еще одна потеря для человечества 17:22Как спасти огурцы от экстремальной жары: 3 проверенных способа сохранить урожай 16:35От этого предсказания Нострадамуса стынет кровь: начинает сбываться 15:36"Далека от искусства": Васильев резко высказался о Волочковой 15:22ТЕСТ: угадай советский фильм по кадру с официанткой 14:43На Тверском бульваре поженятся пять пар 14:32Горожан ждут на флагманских площадках форума "Территория будущего. Москва 2030" 14:32Найдено тело звезды "Улиц разбитых фонарей" – уход народной артистки России потряс страну 14:18Омар Хайям рассказал, что даст вам полную власть над людьми – это ставит под сомнение все ценности 13:29Мир потерял великого человека, его произведения буквально дышали жизнью 13:03Появились доводы в пользу беременности Насти Ивлеевой – не только округлившийся живот 12:57 Удивительное открытие: ученые выяснили, что у черепах эмоции, схожие с человеческими 12:27Мир лишился мастера, который заставлял людей думать и спорить 12:26Генеральные директора бьют тревогу: ИИ грозит стереть миллионы рабочих мест 12:08Невосполнимая потеря для театра: ушел из жизни режиссер, вдохновивший поколения 11:52Новая Battlefield штурмует Гибралтар: игроков ждут эпичные сражения 11:22Тест: угадайте фильмы из СССР по нарядной героине с брошью-цветком 10:56Трамп возвращает асбест: в США собираются отменить запрет на хризотил 10:54"Каждый раз трепещу": Панайотов раскрыл свое истинное отношение к Долиной 10:34Одаренный молодой боксер ушел из жизни сразу после поражения – мир спорта скорбит 10:21Космическая дыра в миллиард световых лет: вся физика под вопросом 09:14Неожиданно ушла из жизни звезда "Отчаянных домохозяек" – настоящая потеря для мира кино 06:31“Деревянный крест и тексты о Боге”: маркетолог Адерес раскрыла причины популярности SHAMANа 03:16Омар Хайям объяснил, почему самые крепкие браки распадаются – его слова откроют вам глаза 00:18Уход заслуженной артистки России стал болезненным ударом – страна оплакивает редкий талант 20:31Пугачева лаконично высказалась об отъезде Орбакайте с дочерью 20:30Потухла еще одна звезда: трагический уход знаменитого стилиста потряс мир искусства 17:25"Не успела": тяжелая болезнь поставила крест на планах 48-летней Елены Ваенги 17:2315 работающих советов, как завести друзей, даже если ты интроверт и социофоб 17:14Как продлить жизнь кофемашине: три главных секрета, о которых вы, возможно, не знали 17:01Еще великий мудрец Сократ знал этот простой способ сбросить вес 16:43Кувыркавшаяся в постели Анфиса Чехова получила жуткую травму 16:24Люди несут цветы к дому Олега Басилашвили в Петербурге 15:38Эти киноляпы в советском киношедевре “Москва слезам не верит” вы точно не замечали 14:56Невосполнимая утрата для мира киноиндустрии: ушел из жизни популярный сценарист 14:15ТЕСТ: вспомните детали любимой кинокомедии "Любовь и голуби" 14:02Почему ваши аффирмации на деньги не приносят богатства? 13:42В кинопарке "Москино" возвели масштабную декорацию Москвы начала XX века 13:33Водопад и лес стали одними из самых популярных площадок фестиваля "Сады и цветы" 13:23Загадки с подвохом: тренировка для ума 13:18Свет магии угас навсегда: ушла легенда иллюзий 13:16Как минимизировать риск поломки замка во входной двери 12:46Тест: угадайте название кино и мультфильмов из СССР по кадру с любителями варенья 11:51Глас небес умолк: ушла икона музыки 11:18Омар Хайям: о чем говорит его мудрость в одном четверостишье 11:01Не стало заслуженного художника России – вся страна оплакивает гения эпохи 10:25Чем обернулась для Федора Смолова драка в кафе – шантаж и риск отправиться в колонию на 8 лет 09:26Ушел из жизни легендарный футболист: мир потерял великого игрока
Дни.ру
1
5
4.7
96
info@dni.ru
+7 (495) 530-13-13
ООО «Дни.ру»
235
35

Хороший плохой Пелевин

1201

None

Речь пойдет о литературе. А поводом для этой речи стала давно ожидаемая книжка классика психоделического антиреализма Виктора Олеговича Пелевина "Диалектика переходного периода из ниоткуда в никуда". Прочтя ее, я сразу понял - это отписка. Ложный шаг в старом направлении. Ждали читатели, ждали... Пять лет ждали. И дождались. И набросились... А обрадованные критики тут же растерзали книжку в клочья. Доходное это дело - пинать Пелевина. Дескать, его роман хрен знает о чем, где снова навалены в кучу суши, покемоны, политики, бизнесеки и черный пиар. Короче, катавасия с фантасмагорией, перемежаемая наркотиками и совокуплением разных частей тел. Они идиоты.

Я не критик. Я - писатель, и, возможно, именно поэтому мне видно немного больше, чем привыкшим паразитировать на непонимании третьесортным выпускникам литинститутов. Я не хочу как-то защищать Пелевина. Я хочу рассказать о великом литературном расколе.

По грубым прикидкам, существует три типа литераторов. Одни - попсовики-затейники, строчащие фастлит. Они различаются мастерством, темами, тиражами, но есть у них и общее - все они пишут сюжетную прозу, призванную развлечь читателя. Плоды их труда не претендуют на высоты мысли и штиля: они проглатываются в один момент и не оставляют ничего кроме смутных воспоминаний о коллизиях да авторских ляпах.

Второй тип - элитюки. Это и авангардисты, сквозь тексты которых приходится прорываться со скрипом и треском: тут и добропорядочные авторы-философы (способные заменить упаковку снотворного), и контркультурщики-эпатажники, и экспериментаторы. Эти тоже могут быть популярны либо неизвестны, но одна черта позволяет их объединить: они последовательно вываливают мысли, не заботясь о содержании и занимательности повествования.

Такие вот два полюса. Сюжетчики и мыслители.

Имеется и третий многочисленный вид. Это те, кто берет лучшее и от первых - захватывающую интригу, и от вторых - философское наполнение. И получается невероятное: их раскупают, но не понимают. Сюжет для них - способ донести мысли, не высказывая их прямо. Таков и Пелевин.

О чем его книги? О безногих псевдокосмонавтах? О том, что часть людей на самом деле - насекомые? О том, как делаются политики при помощи мегакомпьютеров? О том, что Чапаев нюхал кокаин? Черта с два.

Возьмем ДППНН. Роман "Числа". Кто его главный герой? Почти что олигофрен, человек, не могущий понять, что такое "дискурс". В детстве он краем уха услышал о магической силе чисел и (не разобравшись, какова она, на чем строится) создал себе фетиш - число, которому стал поклоняться.

Пелевин поступает хитро. В качестве притягиваемого за уши объяснения магии чисел он берет восточную "И-Цзин" - "Книгу перемен" Лао Цзы, - произведение, где все гексаграммы наполнены "размытой семантикой", "подстраивающейся" под конкретную ситуацию. Взял бы он, к примеру, каббалистическую нумерологию, недалеко от нее ушедшую нумерологию таро или новейшую нумерологию Авессалома Подводного - желаемого эффекта бы не возникло.

Дальнейшие переплетения сюжета - всего-навсего доказательство тезиса о том, что человек лишь в своем сознании создает себе тюрьму, сложности, лабиринты, из которых потом пытается выбраться. Герой сам выстраивает свой мир и живет в этих рамках, не в силах уже выглянуть наружу, - ведь силы уже ушли на постройку стен.

Даже крах мира главного героя, потеря денег и работы не вызволяют его из придуманного "аквариума". Выбравшись из одного паттерна восприятия, он тут же придумывает себе другой - на точно такой же основе.

Так вот. Водораздел всей литературы пролегает не по формальным признакам произведения, а по отношению автора к тексту и задаче, которую он перед собой ставит.

Есть авторы, которым интересны человеческие (да и всякие прочие) взаимоотношения. А есть те, кому интересно взаимопонимание, внутренние оценки ситуации героями его книг.

Именно таковы произведения Пелевина. Он изучает разные типы людей, со своими "тараканами" в башке, как меняется их субъективное мировосприятие и миропонимание, как трансформируется карта их "Внутренней Монголии". А все остальное - антураж и декорации.

Вот оно - зерно. Основная тема Пелевина - тема взаимонепонимания. Он рассматривает ее с разных сторон, и его последняя книга - всего лишь очередной взгляд на проблему. А поскольку в предыдущем творчестве писателя она уже достаточно подробно проработана, у читателя и возникает ощущение чего-то знакомого, навязшего на зубах. Так что автор попал в свою же ловушку. "Подчищая хвосты", вынося на публику нечто новое, но не сильно отличающееся от старого, применяя знакомые приемы, он нарвался на агрессивное непонимание и неприятие.

Мне кажется, что ДППНН - большей частью результат давления издателей или литагентов, а не плод свободного полета творческой мысли. Возможно, большая часть текста "Чисел" была написана до "Generation П", написана и отложена - как "немного не то". И лишь недавно текст и детали были подогнаны под истекающий момент.

Косвенное подтверждение этому можно найти в нескольких интервью Виктора, где он говорит, что начал роман, но не смог с ним справиться.

Есть такая наука - "семантрия". Это гадание на смыслах, угадывании смысла - как изначально вложенного, так и спонтанно появившегося в тексте. Чем глубже понимание, тем больше у вещи смыслов. И удовольствие от книги можно получить, разглядывая эти сонмы семантик. Это как некие облака.

Облако смыслов писателя Пелевина напрочь перекрывает как "маленькую тучку" неискушенного читателя, так и грозовой фронт "искушенного" критика.

"Я пытался написать роман со свободным фокусом, в котором постоянно меняется угол зрения и смещается точка, из которой ведется повествование. Где, если продолжить аналогию, зашедший пообедать вдруг становится официантом, а потом канарейкой. Я хотел написать роман, в котором героем является присутствие читателя, его внимание, вовлеченное в текст", - сказал Пелевин в одном из интервью о своем незаконченном романе.

Уверен, речь здесь идет именно о таком полисемантическом произведении, которое образует "облако взаимоперетекающих смыслов", которое человеку, привыкшему к одномыслию и единоидейности текста, понять сложно. Обычный читатель сможет разглядеть только один из "срезов" этого облака. Это уже не "Сад расходящихся тропинок", это - принципиально новая литература.

Сегодня мы живем в таком мире, где писатель вынужден объяснять свои замыслы, потому что иначе его не поймет публика. А без этого непонимания не будет и гонораров.

Так выпьем же за непонимание и продолжим и дальше так же великолепно не понимать друг друга!

Кирилл Воробьев

Шоу-бизнес в Telegram

10 сентября 2003, 16:29