Нонна Мордюкова не дожила до своего 83-го дня рождения всего несколько месяцев. О том, какой актриса останется в памяти, в интервью Дням.Ру рассказали режиссер и художественный руководитель театра "Ленком" Марк Захаров и актрисы Татьяна Самойлова и Ольга Будина.
Нонна Мордюкова ступила на актерский путь совсем молодой, в 24 года сыграв в фильме "Молодая гвардия". Картина режиссера Сергея Герасимова подарила миру воплощение смелой, храброй девушки – именно такой она запомнилась стране, исстрадавшейся после Второй мировой войны, именно этот ее образ стал вдохновлять режиссеров на дальнейшие совместные работы.
В советское время не было секс-символов, были идеальные женщины и мужчины, и Нонна Мордюкова стала на одну ступень с белокурой Любовью Орловой – героиней "Волги-Волги", музыкальной комедии Григория Александрова. Одно то, что теперь вместо вечно юной беззаботной хохотушки востребованной стала юная девушка со взрослым взглядом на мир и стальными нервами, говорило не только о смене эпохи, но и о том, что такие люди появились и нужны зрителю.
К счастью, зрителю довелось узнать Нонну Мордюкову не только по ее многочисленным ролям сильных, волевых женщин без страха и упрека, но и ее комедийным ролям в таких фильмах, как "Гори, гори, моя звезда" режиссера Александра Митты, "Родня" режиссера Никиты Михалкова и многих других. Здесь актриса предстала перед нами немного смешной, домашней, легкой. Мелкие кудряшки и расшитые платки, налет хабалистости, яркая, немного дворовая удаль. Но здорово в ней, честно говоря, даже не это – редко удается принять и понять бескомпромиссных и дерзких людей. Замечательно то, что это героини самоироничные и раскаивающиеся – вспомним, как горько плакала мордюковская Мария Коновалова, когда поняла, что все это тщетно, напрасно. Нонна Викторовна сыграла живого человека – и это завораживает.
При некотором мещанстве комедийных персонажей Мордюковой ее талант не позволял травестировать роли, сужать их до бытовых характеров – наоборот, актриса играла судьбы, стала типическим образом настоящей русской женщины. Как раз такой была ее последняя роль в фильме Дениса Евстигнеева "Мама". И в точности такой ее увидела Рената Литвинова, срежиссировавшая фильм "Нет смерти для меня" о дивах советского кинематографа.
Коллега Нонны Викторовны и также героиня картины Литвиновой Татьяна Евгеньевна Самойлова поделилась с Днями.Ру своей скорбью: "Это очень страшно. Она была великой актрисой, мы все ее очень любили. Я встретилась с ней в театре в 1964-м году. Я была после "Альба Регии", тогда она уехала к себе на родину. Ей было много лет. Она подошла ко мне – я сидела с Осиповым (прозаик Валерий Осипов – прим. редакции), она спросила: "Зачем тебе этот Валерий Осипов, такой колоссальный мужчина, у тебя же есть Вася (актер Василий Лановой - прим. редакции)". Я сказала: "Это не твоего ума дело", и ушла.
Она была дивная женщина. Она всегда была молодой, всегда была в России – куда ее потащили?! На какой-то Валдай… (один из эпизодов фильма "Мама" проходил на Валдае - прим. редакции). Меня вызвал вот этот "комсомольский бог" (Денис Евстигнеев, режиссер фильма - прим. редакции) на Валдай в эпизод и задержал на две недели – я была в ужасе. Нонна Мордюкова держалась – это ее работа.
В октябре мы встречались – она очень была красивая. Позавчера я слушала ее по телевидению. А сегодня она умерла – ужасная смерть, ужасная. Все в трауре, все погибают, цивилизация погибает, век погибает".
Театральный режиссер Марк Анатольевич Захаров – еще один гигант того, увы уходящего, века великих деятелей искусства, в интервью Дням.Ру с сожалением отметил, что у него не было с Нонной Мордюковой "никакой совместной творческой, никакой человеческой связи". "Из всех ее фильмов мне больше всего понравилась "Родня" Михалкова, - рассказал он. - Хотя, конечно, я отдаю должное всем – и "Комиссару" (фильм Александра Аскольдова, 1967 год), и другим ролям, но запомнилась она, врезалась мне в память – в "Родне". Здесь героиня Мордюковой, с одной стороны, проявила огромную гибкость, приспосабливаясь к новой жизни, с другой - когда ее героине что-то непонятно и что-то удивительно, она продолжает и радоваться и удивляться одновременно. Но не теряет оптимизма, не уходит в молчание, не принимает позицию, критикующую то, что ей в новинку. Запомнилась, наверное, соприкосновением такой исконно русской женщины с новыми веяниями нашей цивилизации, с новыми изменениями в стране, в нашем социуме.
… Это утрата, это очень самобытный талант, это такая русская Маньяни (известная итальянская актриса Анна Маньяни - прим. редакции), женщина, в которой воплощался и дух России, и характер России. Вот все, что я могу сказать".
Действительно, в наши дни лишь немногие артисты способны стать преемниками великих, покинувших этот свет. Молодая и талантливая актриса Ольга Будина, как и многие ее коллеги, глубоко переживает потерю: "Я считаю, что это невосполнимая утрата. Я не была знакома с Нонной Викторовной, но умерла великая русская актриса, прежде всего. Ее никто никогда не заменит. И я очень рада, что мы жили с ней в одно время, и жаль, что ни разу не встретились".