22 года подряд Московская международная книжная выставка-ярмарка рекомендует себя как главный литературный смотр России. И действительно, как ни одно другое подобное событие, она показывает состояние особенного для нашей страны искусства и фиксирует произошедшие за год изменения.
Итог 2009 года: из российской литературы пропал самый искусственный ее вид – окологламурные произведения.
Смерть гламура
Помимо ММКВЯ, в Москве проводятся еще летний Международный книжный фестиваль и ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction – и та и другая в ЦДХ. Однако формат обеих не допускает на мероприятия так называемую популярную литературу – дамские романы, детективы, фантастику и фэнтези. Иными словами – все то, что носит развлекательный характер и не обладает высоким КПД для умственной деятельности читателя. Московская международная книжная выставка-ярмарка в этом смысле никаких ограничений не ставит: приходите все – и выставляйте все, что хотите. Тут-то литературе и приходится увидеть в зеркале собственное отражение.
Сказался кризис, и с прилавка исчезли писания тех, кто воспевал на своих страницах гламурный образ жизни
21-ю ММКВЯ, к примеру, венчали выступления светских див: одна за другой перед посетителями выставки выступали то Оксана Федорова, то Оксана Робски, то Ксения Собчак. Каждая собирала вокруг себя толпу зевак и учила красоте, стилю и образу жизни – и каждая в руках держала по книжке в глянцевой обложке с росчерком своего звездного имени. Непосредственно к литературе отношение имела лишь одна из них, а пробы пера Федоровой и Собчак являли собой "надиктовку" полезных советов о фигуре, нанесении макияжа и выборе одежды.
Прошлогодняя ярмарка по части звезд, показывающих читателям свое творчество, едва ли не расписалась в профнепригодности: за очередями посетителей, ожидающих автографов артистов, телеведущих, светских персон, трудно было рассмотреть непосредственно объекты литературы – книги.
Добрые дела и кино
22-я по счету выставка-ярмарка вместо душного помещения в конце ВВЦ обрела в качестве домашней площадки новенький, с иголочки, павильон по правую сторону от главного входа. И на его территорию в этом году не ступили ни Федорова, ни Робски, ни Собчак –
сказался кризис, и с прилавка исчезли писания тех, кто воспевал на своих страницах гламурный образ жизни. Новейшими тенденциями в 2009 году стали литературная благотворительность и книги, производные от соседнего вида искусства – кинематографа.
Помощь ближнему через книги – то, что в этот раз объединяло на стендах издательств звезд и писателей. С акцией "Добрая книга" в одной компании выступали
Людмила Улицкая и
Светлана Сорокина, а все доходы от продаж нового детективного произведения
Дарьи Донцовой шли в помощь онкологическим больным. Этим встречам во благо отводилось время в "прайм-тайм" - то самое, которое прежде занимали в эфире книжной ярмарки светские писательницы.
Еще одним "гламурозаменителем" показали себя книги, выпущенные по мотивам фильмов. Такими произведениями, увидевшими свет в канун кинопремьер, и раньше пестрели стеллажи в магазинах, но на ММКВЯ был заявлен новый подвид этого жанра: не пересказы увиденного на экране, а истории о событиях до или после.
Так, автор "Метро 2033" и "Метро 2034"
Дмитрий Глуховский написал
дневник ученого из мультфильма "9": признания человека, чье изобретение
подписало смертный приговор человечеству. Показывать книгу на ярмарке приехал лично
Тимур Бекмамбетов, продюсер анимационной картины и режиссер "Дозоров" и "Особо опасен".
На другом конце павильона авторы российского-канадско-японского аниме "Первый отряд" о
подвиге мертвых пионеров-героев попытались устроить одновременно техническую и литературную революции. Сдвоенную книгу – с одной стороны
шесть глав романа Анны Старобинец "Первый отряд: Истина" , а с другой –
начало манги "Первый отряд: Момент истины" - можно было распечатать с экрана монитора и через пять минут получить на руки именной экземпляр.