Артисты, наделенные божьей искрой таланта, должны проживать долгую жизнь и уходить по старости: кто, как не они, дарят зрителям надежду, заряжают оптимизмом, вдохновляют на свершения и поступки. Любимые актеры зачастую становятся нам близкими людьми, и порой случившуюся с ними трагедию невозможно переживать иначе, кроме как свою собственную. Юрий Степанов,
погибший в Москве на 43-м году жизни, обладал редким природным обаянием -
артистов с таким даром принято называть самородками.
Новый Евгений Леонов
Про таких, как Юрий, говорят: актерами рождаются. Кто бы мог подумать на мальчишку, появившемуся на свет в деревне Рысьево Черемховского района, в 150 километрах от Иркутска,
сына агронома и сельской учительницы, что ему уготована завидная актерская карьера? Тем не менее, путь Юрия - через еще одну деревеньку Тайтурку, через Иркутск - лежал именно в Москву, в один из лучших российских театров - "Мастерскую Петра Фоменко".
В детские годы Степанов
не мечтал об актерских подмостках: Юра был обыкновенным сельским мальчишкой-на-все-руки - и картошку копал, и на рыбалку ходил, и на настоящую охоту выбирался, случалось ему и пчел разводить, и плотничать, и строить.
В 0:45 3 марта 2010 года мир потерял человека, который делал его светлее
Актерская природа прорастала в Юре без видимых усилий с его стороны. Развлечения ради он записался в местный Дом культуры в кружок самодеятельности - танцы с плясками выходили у Юры сами собой. Точно так же никто не учил его художественному чтению: мальчик так пересказывал прочитанное, что во внимании зала (в Юрином случае - класса) ему бы позавидовал любой заслуженный артист.
Отец Степанова в Тайтурке заведовал целым совхозом и мечтал, что сын выучится на охотоведа, но Юра, вместо того чтобы подчиниться воле родителя, на спор поступил в Иркутское театральное училище, где его и застала приемная комиссия из ГИТИСа - одного из четырех главных актерских ВУЗов страны. Сибиряк Степанов не мог похвастаться ни богатырской, ни героической внешностью, но было в нем особое - как у Евгения Леонова - природное обаяние: Юра мимикой, голосом, жестами мог вжиться в любой характер, и ему для этого не требовалось ни грима, ни костюма - только то, чем мать-природа наградила. В тот переломный момент судьба его была решена окончательно.
Если звезды зажигают
Направляясь в Москву, Степанов был наслышан о "великом и ужасном" Петре Наумовиче Фоменко, но еще не знал, что учеба у этого мастера станет его самой большой удачей.
Юриному курсу - вместе с Галиной Тюниной, сестрами Полиной и Ксенией Кутеповыми -
предстояло переродиться в отдельный театр и за считанные годы под конец двадцатого века заработать мировую славу и звание едва ли не лучшего московского храма искусств. Актеры "Мастерской Петра Фоменко" стали звездами еще до того, как их стали переманивать в кино: слухами о необыкновенном "легком дыхании" молодой труппы полнилась вся Москва.
Степанов, как и все "фоменки",
проникал в кино по чуть-чуть: "Орел и решка", "Время танцора", "Дневник его жены"... Чаще всего он не был главным в кадре, но, тем не менее, неизменно привлекал к себе внимание: всякий раз Юра так вписывался в предложенные обстоятельства, что персонажи его представлялись абсолютно реальными. За это свойство - умение перевоплощаться на сто процентов - режиссеры его любили и звали: Алексей Балабанов - в "Войну", "Американца", "Жмурки", "Груз 200", Николай Досталь - в "Гражданина начальника", "Стилет", "Штрафбат", "Завещание Ленина", Алексей Учитель - в "Дневник его жены", "Прогулку" и еще не законченный "Край", Михаил Калатозишвили - в "Дикое поле".
В "Мастерской Петра Фоменко"
Юрий был сердцем театра и, подобно все тому же Леонову, настоящим народным артистом: в какой бы роли он ни появлялся сначала на крохотной сцене старого здания, а затем и на отстроенной новой, зритель верил ему безоговорочно и благодаря его игре влюблялся в спектакли раз и навсегда. Большинство этих спектаклей, к счастью, остались в записи - "Балаганчик", "Варвары", "Шум и ярость", "Чичиков, Мертвые души, том второй", "Месяц в деревне", "Волки и овцы", "Три сестры", "Мотылек" и другие... После спектакля "Три сестры" Степанов попал в аварию, а в "Мотыльке" он должен был сыграть 9 марта - этот спектакль теперь будет закрыт.
Юрия Степанова ждали новые роли - как в театре, так и в кино. Через месяц в его семье планировалось пополнение: жена Ирина, уже подарившая ему сына Константина, находится на восьмом месяце беременности... Этого не должно было случиться, но
в 0:45 3 марта 2010 года мир потерял человека, который делал его светлее.
Материал подготовлен по открытым источникам в Интернете