Блоги

Джоли принесла в жертву свою женщину

Актриса трансформировалась, став неузнаваемой для родного человека

Блоги

Как избавиться от болезненного прошлого

Волшебники отмечают осенний праздник Колеса года

партнеры
Воскресенье 25 сентября
Лента новостей
Блоги

Чего ждут от российского кино

Фото: GLOBAL LOOK press/Victor Dmitriev
Мария Шоппо

Мария Шоппо блогер

Юрист, общественный деятель, блогер. Окончила МГЮА имени О.Е.Кутафина. Институт правоведения, кафедра права Европейского союза. Работала на различных должностях в Госдуме 5 и 6 созыва. В настоящее время - помощник председателя комитета Госдумы по культуре Станислава Говорухина. Активный член ОНФ.
С чем ассоциируется кино у современного зрителя? Молодые люди, скорее всего, скажут о премьере новой части "Звездных войн", об интриге за мужской "Оскар", расскажут про "Фарго" и "Игры престолов". Назовут множество фамилий, среди которых едва ли найдется фамилия российского актера и, тем более, режиссера.
прочитано 2610 раз

Люди среднего и старшего возраста наверняка вспомнят про великий советский кинематограф, про тревожное ожидание нового фильма, про улыбку Рыбникова и интеллигентного Тихонова, про летние кинотеатры, про то, как во время показа "Место встречи изменить нельзя" реально снижалась преступность на улице... Однако, говоря о современном кино, человек неравнодушный не сможет избавиться от чувства горечи и разочарования.

Причин этому множество. Распад Союза привел к распаду мощнейшей киноиндустрии. Не стало государственного заказа, иссякла финансовая поддержка. А главное – кино перестало рассматриваться как важнейшее средство воспитания человека и гражданина, как мощный фактор сплочения, морального, да и физического оздоровления общества.

Кино больше не хочет быть народным. Оно стало лишь одним из многочисленных современных шоу-бизнесов и желает приносить прибыль, а для этого – пугать, развлекать, развращать и потакать самым низменным инстинктам.

Больше нет киногероев, которым хотелось бы подражать, нет крылатых фраз, которые "уходят в народ", практически нет фильмов, которые стали бы обсуждать не благодаря сомнительной теме, а благодаря потрясающей игре актеров, глубине режиссерского воплощения и находкам сценаристов.

Безусловно, иногда появляются фильмы из разряда "Легенда 17", но это скорее исключение из правил. Качество кино стали оценивать исключительно по посещаемости и месту во всяких рейтингах.

Общий упадок нравственности в обществе не мог не отразиться на киноиндустрии. Говоря о сегодняшних общегосударственных проблемах нельзя не понимать, что во многом их появление и бурное развитие связано с падением уровня культуры. И кинематограф играет в этом немаловажное значение.

Можно бесконечно спорить о том, являются ли "Бригады" и "Школы" объективным отражением глубины падения общественной морали или же самим своим существованием, по сути, утверждают бандитскую мораль, право силы и насилия в неокрепших умах новых поколений. Однако, безусловно, ясно – то, что сегодня без должного анализа и четко выраженной критической оценки становится частью жизни кинематографической, завтра перенесется в жизнь настоящую.

И мы будем поражены волной школьного насилия, подростковой жестокости, бандитского беспредела, но уже не на экранах кинотеатров, а в лентах новостей. Кажется, что наступает та черта, за которой бездна бескультурья разверзнется и наши надежды на счастливое будущее окажутся миражом.

Однако нельзя опускать руки и не замечать усилия, которые государство, здоровые силы общества пытаются предпринимать. Не все потеряно. Как можно не возрадоваться километровым очередям на выставку Серова, детским фестивалям искусств, премьерам Гергиева и аншлагам на концертах Мацуева и оркестра под управлением Безродной.

2014 год был Годом Культуры, 2015-й – Годом Литературы, а нынешний торжественно объявлен Годом Кино. Скептики в очередной раз скажут о бессмысленности его проведения. Но это не так.

Вопрос в том, как правильно оценить проблемы и реализовать множество идей, которыми полны головы молодых кинематографистов, которые не были воплощены по тем или иным причинам, идеологическим или просто финансовым, их старшими товарищами – заслуженными мастерами советского и российского кино. Задача этого Года – не просто снять больше фильмов (хотя в этом году выходит много фильмов, рискующих стать кассовыми, – "Экипаж", "Мафия", "Викинг" и др.). Главное – пересмотреть свое отношение к кинопроизводству как лишь бизнесу, вспомнить о том, что самые лучшие фильмы всего мира – это фильмы для сердца и души, о надежде и любви, благородной силе и всепобеждающем добре.

Кино должно стать еще и просто физически доступнее. Ведь иногда вопрос стоит даже не в том, что смотреть, а где. Строительство кинотеатров в небольших городах должно стать одной из приоритетных задач Года Кино.

Впереди два крупных юбилея – 80 лет исполняется "Союзмультфильму" и "Ленфильму". Это хороший повод для того, чтобы подвести некоторые итоги и сформулировать новые задачи для кинообъединений подобного типа, прославивших нашу страну и наше искусство.

Хочется, чтобы в этот год воплотились идеи о возрождении прославленной Ялтинской киностудии, детском кинематографе и многом другом. При этом наиболее остро стоит вопрос финансирования кинематографа.

Многие режиссеры и продюсеры, придерживающиеся антигосударственных взглядов, приходят в государственные структуры – Минкульт и Фонд кино, выделяющие киногранты, для того чтобы выпрашивать эти самые гранты на свои фильмы "про рашку". При этом часто они делают это обманным путем, подавая в заявке один сценарий (например, без мата и беспредельной жестокости), а на экране кино выглядит так, как будто его снимали завзятые русофобы и наследники геббельсовской пропаганды.

Где логика? Почему государственные деньги выделяются тем, кто видит всегда только кучи мусора и для которых стакан всегда пуст, причем даже не наполовину? Почему обманываться рады?

Ведь только непорядочные люди могут просить деньги у тех, кого считает своим противником, причем просить даже не в долг. Любое кино имеет право на существование, если оно не нарушает требования российского законодательства. Но и принципы распределения государственных средств должны быть пересмотрены.

Бюджетные средства должны спонсировать лишь те фильмы, которые государству по-настоящему интересны, которые помогают нам всем развиваться и двигаться вперед. Задаваясь вопросом, каким мы хотим видеть кино сегодня, на самом деле мы спрашиваем себя, каким мы хотим видеть новое поколение россиян через 10-20 лет. О чем же думают режиссеры, сценаристы, снимая сегодняшнюю, на их взгляд, действительность?

Год Кино объявлен – задачи поставлены. Российский зритель, по свидетельству многих мировых звезд культуры, – один из самых чутких, отзывчивых, понимающих и сострадающих. И так хочется, чтобы мастера кино в год, ему посвященном, не обманули надежд своего доброго и родного зрителя.

комментарии