Блоги

Как выглядит питерская квартира мечты

Элитное жилье – это не бетонная коробка

Блоги

Тайный маршал Победы

Окончательный разгром фашистской Германии в Советском Союзе отметили Парадом Победителей 24 июня на Красной площади Москвы

партнеры
Понедельник 27 июня
Лента новостей
Блоги

Чего ждут от российского кино

Фото: GLOBAL LOOK press/Victor Dmitriev
Мария Шоппо

Мария Шоппо блогер

Юрист, общественный деятель, блогер. Окончила МГЮА имени О.Е.Кутафина. Институт правоведения, кафедра права Европейского союза. Работала на различных должностях в Госдуме 5 и 6 созыва. В настоящее время - помощник председателя комитета Госдумы по культуре Станислава Говорухина. Активный член ОНФ.
С чем ассоциируется кино у современного зрителя? Молодые люди, скорее всего, скажут о премьере новой части "Звездных войн", об интриге за мужской "Оскар", расскажут про "Фарго" и "Игры престолов". Назовут множество фамилий, среди которых едва ли найдется фамилия российского актера и, тем более, режиссера.
прочитано 2207 раз

Люди среднего и старшего возраста наверняка вспомнят про великий советский кинематограф, про тревожное ожидание нового фильма, про улыбку Рыбникова и интеллигентного Тихонова, про летние кинотеатры, про то, как во время показа "Место встречи изменить нельзя" реально снижалась преступность на улице... Однако, говоря о современном кино, человек неравнодушный не сможет избавиться от чувства горечи и разочарования.

Причин этому множество. Распад Союза привел к распаду мощнейшей киноиндустрии. Не стало государственного заказа, иссякла финансовая поддержка. А главное – кино перестало рассматриваться как важнейшее средство воспитания человека и гражданина, как мощный фактор сплочения, морального, да и физического оздоровления общества.

Кино больше не хочет быть народным. Оно стало лишь одним из многочисленных современных шоу-бизнесов и желает приносить прибыль, а для этого – пугать, развлекать, развращать и потакать самым низменным инстинктам.

Больше нет киногероев, которым хотелось бы подражать, нет крылатых фраз, которые "уходят в народ", практически нет фильмов, которые стали бы обсуждать не благодаря сомнительной теме, а благодаря потрясающей игре актеров, глубине режиссерского воплощения и находкам сценаристов.

Безусловно, иногда появляются фильмы из разряда "Легенда 17", но это скорее исключение из правил. Качество кино стали оценивать исключительно по посещаемости и месту во всяких рейтингах.

Общий упадок нравственности в обществе не мог не отразиться на киноиндустрии. Говоря о сегодняшних общегосударственных проблемах нельзя не понимать, что во многом их появление и бурное развитие связано с падением уровня культуры. И кинематограф играет в этом немаловажное значение.

Можно бесконечно спорить о том, являются ли "Бригады" и "Школы" объективным отражением глубины падения общественной морали или же самим своим существованием, по сути, утверждают бандитскую мораль, право силы и насилия в неокрепших умах новых поколений. Однако, безусловно, ясно – то, что сегодня без должного анализа и четко выраженной критической оценки становится частью жизни кинематографической, завтра перенесется в жизнь настоящую.

И мы будем поражены волной школьного насилия, подростковой жестокости, бандитского беспредела, но уже не на экранах кинотеатров, а в лентах новостей. Кажется, что наступает та черта, за которой бездна бескультурья разверзнется и наши надежды на счастливое будущее окажутся миражом.

Однако нельзя опускать руки и не замечать усилия, которые государство, здоровые силы общества пытаются предпринимать. Не все потеряно. Как можно не возрадоваться километровым очередям на выставку Серова, детским фестивалям искусств, премьерам Гергиева и аншлагам на концертах Мацуева и оркестра под управлением Безродной.

2014 год был Годом Культуры, 2015-й – Годом Литературы, а нынешний торжественно объявлен Годом Кино. Скептики в очередной раз скажут о бессмысленности его проведения. Но это не так.

Вопрос в том, как правильно оценить проблемы и реализовать множество идей, которыми полны головы молодых кинематографистов, которые не были воплощены по тем или иным причинам, идеологическим или просто финансовым, их старшими товарищами – заслуженными мастерами советского и российского кино. Задача этого Года – не просто снять больше фильмов (хотя в этом году выходит много фильмов, рискующих стать кассовыми, – "Экипаж", "Мафия", "Викинг" и др.). Главное – пересмотреть свое отношение к кинопроизводству как лишь бизнесу, вспомнить о том, что самые лучшие фильмы всего мира – это фильмы для сердца и души, о надежде и любви, благородной силе и всепобеждающем добре.

Кино должно стать еще и просто физически доступнее. Ведь иногда вопрос стоит даже не в том, что смотреть, а где. Строительство кинотеатров в небольших городах должно стать одной из приоритетных задач Года Кино.

Впереди два крупных юбилея – 80 лет исполняется "Союзмультфильму" и "Ленфильму". Это хороший повод для того, чтобы подвести некоторые итоги и сформулировать новые задачи для кинообъединений подобного типа, прославивших нашу страну и наше искусство.

Хочется, чтобы в этот год воплотились идеи о возрождении прославленной Ялтинской киностудии, детском кинематографе и многом другом. При этом наиболее остро стоит вопрос финансирования кинематографа.

Многие режиссеры и продюсеры, придерживающиеся антигосударственных взглядов, приходят в государственные структуры – Минкульт и Фонд кино, выделяющие киногранты, для того чтобы выпрашивать эти самые гранты на свои фильмы "про рашку". При этом часто они делают это обманным путем, подавая в заявке один сценарий (например, без мата и беспредельной жестокости), а на экране кино выглядит так, как будто его снимали завзятые русофобы и наследники геббельсовской пропаганды.

Где логика? Почему государственные деньги выделяются тем, кто видит всегда только кучи мусора и для которых стакан всегда пуст, причем даже не наполовину? Почему обманываться рады?

Ведь только непорядочные люди могут просить деньги у тех, кого считает своим противником, причем просить даже не в долг. Любое кино имеет право на существование, если оно не нарушает требования российского законодательства. Но и принципы распределения государственных средств должны быть пересмотрены.

Бюджетные средства должны спонсировать лишь те фильмы, которые государству по-настоящему интересны, которые помогают нам всем развиваться и двигаться вперед. Задаваясь вопросом, каким мы хотим видеть кино сегодня, на самом деле мы спрашиваем себя, каким мы хотим видеть новое поколение россиян через 10-20 лет. О чем же думают режиссеры, сценаристы, снимая сегодняшнюю, на их взгляд, действительность?

Год Кино объявлен – задачи поставлены. Российский зритель, по свидетельству многих мировых звезд культуры, – один из самых чутких, отзывчивых, понимающих и сострадающих. И так хочется, чтобы мастера кино в год, ему посвященном, не обманули надежд своего доброго и родного зрителя.

комментарии