Экономика

Потанин прикупил конкурента Amazon

Структура бизнесмена инвестировала в иранский интернет, вложив 300 миллионов долларов в онлайн-сервисы

Экономика

Спрос на российские евробонды назвали дутым

Участники рынка сомневаются, что спрос на российские еврооблигации вдвое превысил предложение

партнеры
Среда 25 мая
Лента новостей
партнеры
Экономика

Россия устанавливает правила овербукинга

Фото: GLOBAL LOOK press
В России вынесен на общественное обсуждение законопроект об овербукинге, призванный защитить права пассажиров и одновременно поддержать авиакомпании. Специалисты отмечают, что перенесение этой мировой практики на отечественную почву может дать толчок для развития российской авиаотрасли.
прочитано 3169 раз

Министерство транспорта России подготовило законопроект об овербукинге (продаже большего числа билетов, чем кресел в самолете). Документ выложен в интернет для общественного обсуждения.

ПО ТЕМЕ

Ведомство планирует покончить с временами "дикого" овербукинга. Теперь все нюансы этого процесса будут прописаны в законе, который должен, с одной стороны, защитить права пассажиров, а с другой – помочь переживающей кризис авиаотрасли. Окончательный вариант законодательных изменений будет выработан в ходе общественной дискуссии.

Законопроект разработан на основе зарубежного опыта – овербукинг является частой практикой крупнейших авиакомпаний Европы и США. Многие российские авиакомпании также продают билеты с овербукингом, но законодательно этот вопрос не регулируется, а шансы пострадавшего от этого пассажира получить компенсацию малы. С помощью овербукинга авиакомпании решают проблему заполняемости самолетов. По статистике, в большинстве случаев несколько пассажиров по тем или иным причинам в последний момент отказываются от полета.

"Для авиакомпаний это хорошо, потому что заполняемость кресел увеличивается. Сегодня она в среднем составляет 80% по всем рейсам за год. При этом очень часто возникает ситуация, когда тот или иной пассажир по разным причинам лететь не может и билеты сдает в последний день, а то и после того как рейс состоялся. Он может отменить полет, опоздать на рейс, его могут не допустить – вариантов много. В этом случае остаются без транспортного обслуживания те, у которых все в порядке с обстоятельствами, документами, деньгами и т.д. Они просто не получают возможности улететь, потому что билеты проданы, они не летят, кресла остаются пустыми. От двух до пяти кресел на разных рейсах даже в высокие сезоны не заполнены. Овербукинг – это система, которая не зависит от обстоятельств, пожеланий или состояния здоровья того или иного пассажира", – поддерживает инициативу Минтранса главный научный сотрудник института экономики РАН Никита Кричевский в интервью порталу Speakercom.ru. Овербукинг – это очень удобно, вторит Кричевскому директор Центра политического анализа Павел Данилин. "Это дополнительная гарантия прибыльности авиационных компаний. Для рядовых покупателей овербукинг иногда бывает полезным, но в первую очередь это нужно для развития авиационной отрасли страны", – говорит политолог. Новый закон позволит авиакомпаниям выправить финансовое положение. Только "Аэрофлот" планирует заработать на овербукинге до 500 миллионов долларов в год. "В условиях кризиса это тем более актуально, потому что цены на топливо по-прежнему высокие, прочие расходы – аэропортовые сборы и выплаты по лизинговым платежам никто не отменял", – говорит Кричевский. Одним из ключевых элементов закона должна стать четкая система защиты прав пассажиров. К примеру, авиакомпании Евросоюза в случае овербукинга обязаны заплатить пассажиру серьезную компенсацию и помочь ему в кратчайшие сроки добраться до точки назначения. Также устойчивой практикой в западных странах является предупреждение пассажиров о случае овербукинга и поиск добровольца, который готов полететь на следующем рейсе в обмен на бонусы в виде улучшения класса перевозки или получение двойных бонусных баллов авиакомпании.

"Овербукинг был всегда, везде и во всех странах. В отличие от других, у нас не было узаконенных правил, компенсации и регламента действий в такой ситуации. Авиакомпания, заключив договор о перевозке пассажира, несет ответственность за эту перевозку. Механизмов, которые помогут потребителю быть защищенными в такой ситуации, множество. Это может быть финансовая выплата, добровольная сдача билета, предоставление гостиницы, питания, телефонных коммуникаций и т.д.", – отмечает в интервью порталу Speakercom.ru вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.

Ожидается, что закон защитит права пассажиров и стимулирует ответственность авиакомпаний. После его принятия любая авиакомпания будет понимать, что ей придется платить компенсации каждому пострадавшему пассажиру.

комментарии