Экономика

Россияне увеличили долги

Размер среднего потребительского кредита достиг максимума за два года, отметили специалисты

Экономика

Цены на газ достигли дна

Эксперты считают, что в июне стоимость голубого топлива начнет расти

партнеры
Пятница 27 мая
Лента новостей
партнеры
Экономика

За дефицит бюджета заплатит потребитель

Фото: GLOBAL LOOK press
В правительстве России активно обсуждают возможность введения нового акциза – на вредные продукты, в числе которых – и сладкие газированные напитки. Однако такая забота о здоровье населения (и пополнении бюджета) неоправданна и грозит погубить целую отрасль.
прочитано 1633 раз

Идея обложить "вредные" продукты дополнительным налогом не является чисто российским изобретением. Разные страны уже пытались таким образом регулировать оборот сладкой газировки, но добиться укрепления здоровья населения с помощью этих мер пока никому не удалось.

ПО ТЕМЕ

Например, акциз на сахаросодержащие напитки вот уже много лет действует в двух штатах США – Западной Вирджинии и Арканзасе. Однако это никак не повлияло на число людей с избыточным весом: Западная Вирджиния уверенно занимает третье место в стране по количеству людей с ожирением, а Арканзас – четвертое. И такое положение вещей неудивительно: подавляющую часть калорий большинство людей получают из других сахаросодержащих продуктов, не попадающих под дополнительное обложение акцизом. По мнению исследователей, так происходит в том числе из-за того, что, в отличие от табака и алкоголя, они могут быть замещены потреблением других категорий пищевой продукции.

По данным Центра исследований и коммуникаций Тихоокеанско-азиатского университета, в случае введения на Филиппинах 20-процентного акциза на сахаросодержащие напитки ожидаемые поступления в бюджет составят 4,479-10 миллиардов песо, тогда как суммарные потери бюджета в этом случае оцениваются в 77,4 миллиарда.

Таким образом, опыт зарубежных стран демонстрирует неутешительную тенденцию: подобное налогообложение не способствует ни оздоровлению населения, ни улучшению состояния экономики.

Негативный опыт акцизов на сладкую газировку сдерживает их введение в большинстве других стран, где подобные идеи возникают. В 2015 году более 40 государств, включая Аргентину, Болгарию, Эстонию, Финляндию, Францию, Кению, Латвию, Румынию, Сербию, штатов и провинций рассмотрели и не поддержали введение акциза на сахаросодержащие напитки.

Что касается обстановки в России, то введение акциза может повлечь за собой стремительное падение российских производств и массовое сокращение рабочих мест. В конечном итоге ожидаемый экономический эффект (пополнение казны) попросту не состоится: снижение поступлений в бюджеты всех уровней от НДС, налога на прибыль и НДФЛ может полностью поглотить акцизную выгоду.

Подобный ущерб для индустрии также отметила финансовый аналитик Анна Бодрова. "Потребление снизится, но одновременно просядут параметры производства и продажи. Это значит, что налог предприятия тоже станет меньше", – указала она.

Глава российского Союза производителей безалкогольных напитков Дмитрий Петров добавил, что, кроме прочих негативных социально-экономических последствий, "могут сильно пострадать российские компании, так как уровень локализации производства составляет порядка 95%, эффект от падения рынка примут на себя именно отечественные предприятия", – заявил он. Одновременно с этим существует риск, что российский рынок заполнят аналогичные товары, производящиеся в сопредельных странах Таможенного союза, где акциз не взимается.

Замдиректора компании "Карачинский источник" (Новосибирск) Елена Нагорнова также высказалась по поводу новой правительственной инициативы: "На данный момент мы только начали просчитывать возможные последствия от введения подобного налога. Но уже сейчас очевидно, что цены на продукцию существенно возрастут, объемы продаж значительно упадут – и это станет серьезной проблемой для всей отрасли".

Официальный представитель ООО "Адыгейский пивобезалкогольный завод "АСБИР" отметил, что введение акцизов негативно скажется на выпуске продукции: "Сейчас будет происходить подорожание на рынке, и недобросовестные производители могут использовать более дешевые ингредиенты, чтобы остаться в игре. Мы вообще думаем приостановить выпуск сладких газировок, потому что это становится попросту невыгодным – качественное сырье станет очень дорогим. Конечно, в связи с этим могут последовать и сокращения сотрудников".

Таким образом, возможное введение акцизов неизбежно окажет влияние на всю отрасль. Последствия коснутся всех без исключения производителей сладких газированных напитков.

В конце минувшей недели прошел Красноярский экономический форум – 2016, на котором представители бизнеса обсуждали планы экономического развития нашей страны до 2030 года, рассчитывая на стабильность и предсказуемость инвестиционного климата. Так, во время своего выступления генеральный директор компании Coca-Cola HBC Eurasia (компания предоставляет рабочие места более десяти тысячам россиян) Стефанос Вафеидис подчеркнул: "Как компания, заинтересованная в долгосрочном инвестировании в российскую экономику, мы верим, что создание открытого и стабильного бизнес-климата является ключом к устойчивому экономическому развитию. Бизнес-сообщество ценит позицию Президента Российской Федерации, которая была подтверждена в Послании Президента РФ Федеральному Собранию, о важности не допустить ухудшения положения налогоплательщиков за счет обеспечения неизменности условий налогообложения до 2018 года. Мы высоко ценим диалог с российским правительством и продолжаем инвестировать в социально-экономическую сферу страны".

Глава СПБН Петров отметил, что наибольший негативный эффект, с точки зрения потребителя, будут испытывать наименее обеспеченные слои населения, с точки зрения бизнеса – малые и средние форматы торговли. К примеру, в Мексике после введения акциза на все подслащенные напитки в размере 1 песо закрылось более 30 тысяч традиционных магазинчиков, в которых под новый налог попало более 50% ассортимента.

Что касается ситуации в России, то основную прибыль небольшие магазины и кафе получают за счет продажи пива, алкогольных и безалкогольных напитков. В случае введения акцизов на безалкогольные напитки закроются торговые точки, которые еще остались после введения ограничений на продажу алкоголя, а в случае снятия таких ограничений мы столкнемся с продажей доступных по цене алкогольных напитков около учебных и спортивных объектов. Что выберет молодежь в таком случае?

Думаем, что ответ всем понятен.

комментарии