У "Ревизорро", как и многих других телешоу, главная задача –
привлекать и развлекать аудиторию. При этом зритель часто воспринимает
показываемое как помощь в борьбе за его – потребителя – законные права. А по
факту Ольга Романовская просто высказывает личное мнение,
пользуясь служебным положением тележурналиста. В общем, к настоящей
защите наших с вами прав шоу никакого отношения не имеет.
Известно, что лучший экспромт – подготовленный заранее. Наверняка знают об этом и создатели "Ревизорро". В программе слишком много случайных участников (повара, официанты и прочие), которые могут загубить главное – зрелищную картинку, а без нее успеха не видать. Создатели передачи утверждают, что все проверки проводятся без предупреждения. Правда, зрители не раз замечали, что определенные моменты на экране режут глаз своей отнюдь неслучайной "причесанностью".
Например, в одном из последних выпусков, который снимали в казанском бассейне, ведущая случайно-таки вытаскивает выигрышный лотерейный билет в лице чрезмерно сознательного посетителя, который поделился с программой результатами собственной проверки. Эдакий рояль в кустах. Гражданин бодро отрапортовал на камеру об успехах, но как-то неискренне он это сделал, без эмоций. Будто бы пересказывал текст, увиденный за пять минут до съемок. Это и позволило зрителям усомниться в том, что им не пытаются "подсунуть" специально подготовленного человека.
Подозрения возникают и у тех, кто стал жертвами "Ревизорро". "Откуда ведущая знала до миллиметра, где у нас находится вход на кухню? – поделился владелец одного из ресторанов Омска. – Наши официанты, которые проходят стажировку, и то к расположению всех помещений привыкают как минимум трое суток, ведь ресторан – четырехэтажный". Сомнения возникли и в отношении оценок, которые получают заведения. И нередко два представителя отрасли одного уровня получают диаметрально противоположные показатели.
И как же тут не задаться вопросом: почему же так происходит? В начале программы зрителя убеждают, что "Ревизорро" не сотрудничает с проверяемыми объектами. Но ничего не говорится об их конкурентах, которые вполне могли бы простимулировать авторов передачи. Любопытно, что в российской столице, где и расположена редакция телеканала, прошла всего одна проверка. В блогосфере считают, что московские рестораны и гостиницы попросту неприкосновенны для ведущей. "Кто же будет кусать руку, которая кормит?" – говорят в Сети.
Надо отметить, что приемы манипулирования сознанием коллектив передачи освоил на отлично. Простой пример: лучше всего внимание привлекают скандалы и грязные факты. Пожалуйста – всего этого в "Ревизорро" хоть отбавляй. Драки, стычки, полиция, суды – сколько угодно, все для любимого зрителя. Активно используется тактика поляризации, когда сотрудники заведений – это они, а зрители, нуждающиеся в защите, – мы. Правда, тот факт, что работники отелей и ресторанов – такие же потребители и имеют свои права, съемочной группой упорно игнорируется.
Одной же из излюбленных уловок "Ревизорро" является агрессивный оппонент. Всеми силами жертву выставляют в невыгодном свете. Задача ведущей – создать иллюзию диалога с владельцем заведения и заставить его почувствовать себя виновным. Если он начал оправдываться, путаться, нервничать, а еще лучше – агрессивно себя вести – все, цель достигнута, нужный образ у зрителя сформирован.
Нарисованному негодяю не случайно противостоит хрупкая, сексапильная девушка, борющаяся за "правду". Она должна и вызывает желание доверять ей и ее мнению, на что, собственно, и рассчитывают авторы программы. Смотреть "Ревизорро" или нет – личный выбор каждого зрителя. Однако в любом случае надо понимать, что это лишь шоу и не более того. А защитой прав потребителей занимаются специальные организации, которые обладают реальными возможностями и работают строго в рамках закона.