Лента новостей

Суббота 6 декабря

21:44"Новогодней сказки все меньше": Любовь Успенская сделала грустное признание в канун праздников 18:25"За деньги – да": астролог Володина вынесла жестокий приговор Долиной 15:44Сделайте это простое действие в канун Нового года и будете купаться в деньгах: этому учат нас народные приметы 12:11"Ответ зимней хандре": "Эксмо" готовит главное шоу зимы 09:02Не надевайте это ни в коем случае 6 декабря, чтобы не разругаться с самыми близкими 06:48Мошенники отобрали квартиру у семьи Пригожина: Мы столкнулись с несправедливостью 03:09Известный врач опроверг миф о существовании правильного питания 00:19Эти 10 пород собак идеально подходят для жизни в квартире 21:27Опаснее 100 сигарет и в 5 раз повышает риск рака: врачи бьют тревогу из-за этой привычки 20:33Лариса Долина согласилась отдать покупательнице деньги за квартиру, но есть нюанс 19:24Вечный спор в салате: что лучше – майонез или сметана? Отвечают врачи 18:06Сделайте перед сном всего одну вещь – и сможете выспаться как за две ночи: техника "4-7-8" 17:41"Я что, на квартиру кого-то обманула?": Лолита нанесла сокрушительный удар по Ларисе Долиной 16:10"Продажи растут": PR-эксперт раскрыл, как бойкот Долиной обернулся для нее золотым дождем 15:23Назван главный тренд новогоднего стола 2026: легкий и готовится быстро 13:58Надежда Бабкина переживает серьезную потерю – время сыграло против артистки 12:45В прогремевшем на всю страну деле с квартирой Долиной случился новый поворот 12:02Соколовский и его жена сообщили о поступающих им угрозах о похищением сына 11:10Сколько денег готовы потратить россияне на зимние путешествия – исследование дало ответ 10:03Ушел из жизни культовый актер из фильма "Мортал Комбат" – легенду оплакивает весь мир 09:06Популярная певица откровенно рассказала о зависимости Димы Билана: Получай удовольствие 06:29Адвокат раскрыл простой способ защиты россиян от "эффекта Долиной" 03:40Педиатр назвала самую распространенную ошибку при расстройстве желудка 00:17Год Красной Огненной Лошади 2026: выбираем подарок для каждого знака зодиака 00:17"Песня года": какие сюрпризы готовит главный новогодний концерт страны 21:14Пока все обсуждали развод: SHAMAN и Мизулина вместе оказались в шаге от гибели 20:58В Подмосковье расширяют дорожную сеть в рамках нацпроекта 20:13Доктор Мясников назвал самые эффективные и безопасные лекарства от высокого давления 19:16"Моя мечта – дом престарелых": собравшаяся замуж Елена Проклова шокировала всех признанием 18:20"Даже фастфуд отменяет сотрудничество": Лариса Долина выступит с главным откровением по делу о мошенниках 17:38Нас обманывали десятилетиями: "вредная" куриная шкурка оказалась эликсиром молодости 16:03Вся "Битва экстрасенсов" – постановка? Ведущий шоу привел личное доказательство 15:11Сергей Собянин обсудил с москвичами важные городские проекты 14:40Кардинальная смена имиджа Глюкозы шокировала мужа певицы: Потом привыкает 13:13Сотрудник компании случайно включил камеру на онлайн-совещании и крупно опозорился 12:47Виновный в трагическом уходе Мэттью Перри врач получил приговор суда 11:11В жизни Лолиты случилось поворотное событие – впервые за 10 лет 09:56Адвокат назвала эффективные способы бороться с шумными соседями 09:03Самайлова решилась рассказать правду о скандальном разводе с Джиганом: Мы выйдем за рамки 06:51Кофе снижает вероятность развития болезней печени и почек – исследование 03:07Где больше всего в России подорожала новогодняя аренда коттеджей – рассказал эксперт 00:15Российских туристов предупредили о новой мошеннической схеме в Египте 20:21"Долина перевернула судебную практику с ног на голову": почему Верховный суд может отменить решение нижестоящих судов 20:16Снял кольцо через месяц после свадьбы: что на самом деле происходит в семье SHAMANа? 19:43Дана Борисова призналась в страшной зависимости: Никому не рекомендую 19:18Спор о мирном атоме: как путешествие блогера-скептика и ученого стало фильмом о будущем планеты 18:56"Полетим в Лапландию, нарядим синего слона": разведенные Дибровы раскрыли совместные планы на Новый год 17:16"Врет, что все сделала сама": кто на самом деле стоит за успехом Ларисы Долиной 13:50Эти фразы категорически нельзя использовать при общении с родителями – рекомендации психотерапевта 13:37Майли Сайрус подтвердила помолвку и подготовку к свадьбе с молодым музыкантом
Дни.ру
1
5
4.7
96
info@dni.ru
+7 (495) 530-13-13
ООО «Дни.ру»
235
35

Темные страницы московского метро

5143

None

Повышение платы за проезд на метрополитене стало неотвратимым, как новогодние праздники, после которых оно каждый год и случается. Но вот парадокс: цены растут, но то, что раньше называлось культурой обслуживания, а ныне – качеством услуг, падает. Понять, чем обосновано это явление, оказалось непросто: открытостью и прозрачностью этот монополист в области массовых перевозок не страдает.

12 миллионов в день

"Что касается размеров годового дохода, который получает метрополитен, я вам сразу скажу, мы не ответим на этот вопрос, - предупредил нас начальник отдела по связям с общественностью метрополитена Дмитрий Головин. - Это служебная информация для служебного пользования". Между тем, сайт метрополитена извещает, что в среднем услугами подземки ежедневно пользуются около 7,27 миллиона пассажиров. Председатель Независимого профсоюза работников метрополитена Светлана Разина рассказала Дням.Ру, что эта цифра давно уже увеличилась: "Линии растут, раньше пиковое время было с 7 до 9 и с 17 до 19 часов, сейчас вагоны битком набиты целый день. Городской транспорт стоит, многие бросают машину у метро и спускаются под землю. Года три назад наш начальник Гаев на пресс-конференции сообщил, что метрополитен перевозит около 12 миллионов в день. Но потом давал интервью – и говорил про 9 миллионов. Для начала надо бы выяснить, сколько же на самом деле. Для сотрудников это закрытая тема". Элементарный подсчет показывает, что каждый день в кассы метрополитена, даже с учетом скидок на многоразовые билеты, попадает порядка 170 миллионов рублей (около 7 миллионов долларов). Получается 2,5 миллиарда долларов в год. Помимо сборов за проезд, ГУП "Московский метрополитен" получает солидные федеральные отчисления на развитие, а сверх того - средства от сдачи в аренду торговых и рекламных площадей. По оценкам экспертов, не так давно объем "подземного" рынка рекламы составлял до 50 миллионов долларов. Удельный вес метрополитена в секторе столичных пассажирских перевозок столицы растет и на сегодня составляет 57%, так что метро – самый что ни на есть настоящий монополист.

Про повышение комфортности много говорить не надо: бомжи, собаки, нищие колесные инвалиды, горластые торговцы в подвижном составе и на переходах

Цены на проезд поступательно растут, но Федеральная антимонопольная служба (ФАС) время от времени выявляет нарушения, творимые "под землей", лишь в одной сфере рекламы. Множество предписаний было выдано по поводу пропаганды алкогольных напитков, но с тех пор, как Госдума усовершенствовала закон "О рекламе", плакаты с изображением бутылок всех мастей законно перекочевали на конструкции, установленные внутри станций и в переходах: к подвижному составу они, как выяснилось, отношения не имеют. Этот же закон позволяет транслировать звуковую рекламу на эскалаторах, поскольку они не считаются "транспортным средством", где эта самая реклама запрещена. "Метро, безусловно, находится в поле нашего зрения, но сказать нам абсолютно нечего, никаких претензий к нему на сегодня нет", - с некоторым сожалением заявили Дням.Ру в пресс-службе столичного УФАС. Однако претензии есть у пассажиров. Да, это безопасный вид транспорта, да, первый в мире по надежности и объемам перевозок, но цена услуги не всегда соответствует качеству. Процесс повышения тарифов регулируется Региональной энергетической комиссией Москвы, ни ФАС, ни Федеральная служба по тарифам не способны вмешаться в процесс, поскольку не имеют должных полномочий.

Отчего растет стоимость проезда?

Отчего же растет стоимость проезда? Ведь и в советское время метрополитен не был убыточен и, главное, резко повышал капитализацию столицы. Если изучить динамику роста стоимости проезда, к июню 1995 года был достигнут доперестроечный уровень цен в долларовом выражении, а с 1998 года, после последней деноминации, плата за проезд на метро в том же выражении выросла более чем в 2,5 раза (в рублях - фактически в 10 раз). Исторически сложившаяся стоимость проезда на метро
год стоимость проезда, руб. курс ЦБ руб/USD в пересчете на USD
1935 0,50
1942 0,40
1948 0,50
1961 0,05 0,64 (деноминация) 0,08
1991 0,15 0,64 0,23
1992 0,5 / 1 / 3 161 / 125 / 447 0,003
1993 6 / 10 / 30 560 / 1066 / 1194 0,01
1994 50 / 100 / 150 / 250 / 400 1247 / 1724 / 1971 / 2335 / 3383 0,04
1995 600 / 800 / 1000 / 1500 4767 / 4530 / 4468 / 4639 0,13
1997 2000 5779 0,35
1998 2 5,96 (деноминация) 0,34
1999 4 20,65 0,19
2000 5 27,85 0,18
2002 7 31,69 0,22
2004 10 28,52 0,35
2005 13 27,75 0,47
2006 15 28,78 0,52
2007 17 26,33 0,65
2008 19 24,55 0,77

Информация о курсе валют взята с сайта ЦБ РФ. Причин, которыми чиновники объясняют рост тарифов, несколько. Первая - деньги нужны на модернизацию поездов. Однако Светлана Разина утверждает, что на поездах метрополитен экономит: "Вагоны, которые поступили за последнее время, - "Русич" и "Яуза" - не отвечают требованиям, их запустили в обкатку уже с пассажирами на линии. "Русич" - это Арбатско-Покровская и Филевская линии, а "Яуза" - Люблинская линия. И линии с этими вагонами маются, у них отказывают двери и тормоза. "Русич" по габаритам внутри – меньше стандарта, и там попросту не хватает воздуха". Еще одно объяснение тарифного роста – он необходим для того, чтобы компенсировать средства, которые съедает инфляция. Однако несмотря на то, что показатель инфляции в 2007 году составил 11,9%, в среднем цены на проезд в метро подскочили аж на 15%. Как говорится, "на вырост". Начальник же Московского метрополитена Дмитрий Гаев заявил прессе, что 95% собранных с пассажиров денег идут на повышение комфортности – на строительство новых станций и т.д. Однако, похоже, затраты на строительство новых станций в стоимость поездки не заложены: эти средства в полном объеме должны выделять из бюджетов федеральное и городское правительства. А про повышение комфортности много говорить не надо: бомжи, собаки, нищие колесные инвалиды, горластые торговцы в подвижном составе и на переходах, та же реклама и загроможденные проходы. Коронным аргументом в защиту повышения цен у администрации метрополитена до недавнего времени были льготники, составлявшие треть от общего количества пользователей метро. Не раз заявлялось, что убытки от льготников покрываются за счет оплачивающих полную стоимость билета. Однако после монетизации льгот эти убытки стало компенсировать государство. "Мы принимаем решение о повышении тарифов, базируясь на данных, которые нам предоставляет метрополитен, - сообщил Дням.Ру пресс-секретарь комплекса экономической политики и развития Москвы Леонид Браткин. - Конечно же, это связано с ростом цен на электричество, на зарплату работникам, на амортизацию, на закупку нового подвижного состава, на обновление системы вентиляции. Так что цена должна быть связана с повышением комфортности, да". Однако же удельный расход электроэнергии, по сведениям официального сайта московского метрополитена, составляет 54,81 кВтч/т.км. Если верить этому сайту, среднестатистическая дальность поездки пассажира 13 км, средняя населенность вагона 53 человека (до 300 в часы пик), а вес вагона 34 тонны. Пусть пассажир раскормлен до 70 кг.: тогда на "усредненную" поездку одного индивидуума уходит 0,5 кВт/час. Учитывая, что 1 кВт метро обходится в 1 рубль (цифра округленная), затраты на электроэнергию ограничиваются 0,5 руб. на поездку. Оплата труда работников метрополитена (18281 мужчин, 16448 женщин, данные с того же сайта), если считать среднюю зарплату скажем, в 5 МРОТ (11 500 руб.), составит 1,94 руб. на пассажира. Амортизацию оборудования оценить, оперируя доступными цифрами, непросто – предположим, она соизмерима с затратами на электроэнергию, а значит, не больше 0,5 руб. Из полученной суммы следует вычесть прибыль от аренды торговых и рекламных площадей и звуковой рекламы, которые можно оценить в 0,694 руб. с перевозки исходя из того, что аренда торговых точек прибыльнее рекламы в два раза. В итоге затраты на перевозку одного пассажира составляют 0,5+1,94+0,5-0,694=2,26 руб., что составляет всего лишь 12% от стоимости билета. Рост цен не так уж и велик, на пару рублей в год. Но это не особенно коррелирует ни с комфортностью поездок, ни с культурой обслуживания. И пока рассчитывать на улучшение ситуации в метрополитене не приходится. Кстати, столичное метро дороже провинциального. Стоимость проезда на метро в городах России
Город Стоимость одной поездки (руб.)
Екатеринбург 10
Казань 10
Нижний Новгород 8
Новосибирск 11
Самара 10
Санкт-Петербург 14
Москва 19
Чего ожидать дальше? В Токио уже сейчас оплата подземки зависит от того, сколько остановок едешь. Будут ли установлены турникеты на переходах для дополнительных сборов, будут ли введены новые ограничения на срок годности билетов – скажем, в несколько часов? Или нас ждет появление подземных установок по чистке воздуха от пыли и улучшение шумоизоляции, ликвидация звукового и рекламного мусора... За что мы платим, в конце концов?

Шоу-бизнес в Telegram

19 февраля 2008, 18:08