Лента новостей

Вторник 22 июля

00:07День Антония Громоносца: 7 опасных запретов 23 июля 2025, которые нельзя нарушать 22:02Куда сходить в Москве: афиша с 23 июля по 1 августа 21:38Большая утрата для шоу-бизнеса: легендарный певец скончался после прощального концерта 20:50Увидеть невидимое: как оптические иллюзии раскрывают новые цвета 18:47"Положительная динамика": что говорят врачи о состоянии Тиграна Кеосаяна 16:23Ушел из жизни прославленный футболист, двукратный обладатель Кубка Чемпионов 16:18Если бы мы знали это раньше, никогда бы не обижались: древнее поверье о том, как обида крадет удачу 15:50Ушел из жизни великий футболист, участник чемпионата мира 15:02Какой бренд лучший? Теперь решаешь ты – Клео.ру запустил народные рейтинги 14:57 Невосполнимая утрата: внезапно оборвалась жизнь звезды Голливуда 13:55Мир прощается со звездой мировой величины, ушел из жизни легендарный хоккеист 13:36"Я уже вся потекла": взмокшая Бузова в трусах со стразами довела народ до экстаза 13:11Финансовый гороскоп на 21–27 июля 2025 года 11:57Не SHAMAN: продюсер Матвиенко огласил имя фаворита конкурса "Интервидение" 11:44Траур в королевской семье: трагически погасла жизнь всеобщей любимицы 11:27Варенье-пятиминутка из малины: тот самый бабушкин рецепт, который получается всегда 10:21Не стало легендарной звезды "Служебного романа" – еще одна потеря для человечества 09:51Трагедия на трассе: мотоспорт потерял восходящую 17-летнюю звезду 04:43Тест: “Кто вы по профессии?” – угадай специальность героя советского кино 00:29Об этом нужно молчать 22 июля 2025 года, что не привлечь зависть и сглаз 20:46Отгадайте советский фильм по описанию места действия 19:49Сократ знал, что такое настоящая бедность: его слова актуальны и сегодня 18:17Это знал еще Нострадамус: самый плохой сценарий, который может быть у планеты 17:18Какое лучшее время для чашки кофе, чтобы получить максимум пользы 16:16Невидимая угроза, покорившая антивирусы 16:09"Я его люблю": светская львица Шелягова разоткровенничалась о связи с Киркоровым 15:50Жители 106 старых домов в 10 округах столицы стали обладателями новых квартир по реновации в 2025 году 15:33Какие знаки зодиака больше всего любят тратить деньги? 15:24Электробусы российского производства перевозят миллион москвичей в сутки 15:01Мир потерял еще одного талантливого режиссера 14:53Скончалась знаменитая актриса: российская сцена осиротела вмиг 14:51Участниками проекта "Мой спортивный район" стали 60 тысяч москвичей 14:29Салат на шпажках и вареники с киви: чему учат юных москвичей на рыбных рынках столицы 14:10В Москве назвали самые вовлеченные в проект "Время возможностей" районы 13:49Летевший к Москве БПЛА уничтожен средствами ПВО – Собянин 13:40Невосполнимая утрата для театра и кино: ушел из жизни талантливый актер 13:04"Мне нужна была пауза": Киркоров рассекретил причину исчезновения на три месяца 12:26Трагически погиб 33-летний артист российского балета: невосполнимая потеря для мира искусства 12:06SHAMAN больше не будет: композитор Матвиенко назвал имя новой звезды 11:42Тест: “За кадром”. Угадай режиссера по трем его фильмам 11:12"Буду еще что-то смотреть": Шура избавляется от недвижимости 11:11Месячная норма осадков выпала за ночь и утро в Москве 10:30В ДТП трагически погиб экс-участник популярной рок-группы вместе с женой: скорбит вся страна 09:56Невосполнимая утрата для мира музыки: ушла из жизни талантливая исполнительница 04:20Идеальная спутница жизни: этот знак зодиака станет лучшей женой 00:29Лучше не делайте этого 21 июля 2025 года, в Прокопьев день, чтобы не остаться без рубля в кармане 00:09"Появятся дети": 39-летняя Ольга Бузова поделилась сокровенным 20:02Его слова пугают и сегодня: главная мудрость Сократа, о которой все боятся вспоминать 16:46Этих собак лучше не держать в квартире: вот почему 12:07Имплант, который побеждает инфекции: российская разработка меняет медицину
685
400
true
Дни.ру
1
5
4.7
96
info@dni.ru
+7 (495) 530-13-13
ООО «Дни.ру»
235
35

Особенности структуры редакции интернет-СМИ. Распределение обязанностей

28139

Правовые и организационные рамки работы редакции

В Законе Российской Федерации о СМИ для интернет-журналистики предусмотрена форма, которая называется "сетевое издание". У сетевого издания должен быть учредитель, устав, главный редактор, редакция и веб-сайт в интернете. От редакции закон требует "осуществлять свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности", а также подчиняться руководству главного редактора. Больше закон ничего про особенности структуры редакции не говорит. 

Такое широкое правовое поле обеспечивает множество вариантов организации редакционной работы. Процесс построения редакции интернет-СМИ отличается большей гибкостью. Принципиальное отличие от работы всех прочих СМИ здесь только одно: один из этапов в работы в сетевом издании – это публикация материала в интернете на своем веб-сайте. В остальном – полная свобода. Однако это не значит, что можно оставить все так, как было раньше в печатных СМИ. Практика показывает, что для успеха сетевого издания редакция должна быть другой и по составу, и по распределению обязанностей.

В предельно малой форме сетевое издание представляет из себя как минимум один веб-сайт и одного человека, который может выступать одновременно и главным редактором, и учредителем, и администратором веб-сайта. Предельно крупной формы нет – число сотрудников ограничивается только объемом бюджета. В России есть тысячи сетевых изданий с редакциями из одного-двух-трех людей, и есть крупные – с сотнями сотрудников и сложной развитой структурой управления. 

В том случае, если интернет-СМИ появилось в результате конвергенции традиционного СМИ (то есть это СМИ вышло в интернет), с точки зрения закона оно все равно является самостоятельным средством массовой информации. Главный редактор и редакция такого интернет-СМИ при этом могут быть и отдельным коллективом, теми же самыми людьми, которые работают над основным оффлайновым СМИ. Как показывает практика, второй вариант организации работы более продуктивен. В случае существования двух разных редакций есть риск возникновения между ними неуместной конкуренции. 

В конвергентной редакции сетевое СМИ со своим веб-сайтом – это лишь одна из платформ распространения материалов. Производством и подготовкой материалов для всех платформ занимаются универсальные отделы и журналисты. Такую схему работы с развитой системой разделения труда могут позволить себе лишь крупные СМИ и медиахолдинг.

Интересно, что в последние годы появились интернет-ресурсы, которые обладают признаками СМИ и могут быть зарегистрированы в таком качестве, но весь производственный процесс в них автоматизирован. Контент на веб-сайте генерируют программы-роботы. Фактически такому сетевому изданию не нужна редакция в ее классическом понимании. Похоже, что в близком будущем роботы лишат работы еще больше журналистов.

Распределение обязанностей и структура редакции

Одним из базовых навыков интернет-журналиста является универсальность. Высококвалифицированный сотрудник сетевого издания должен уметь быстро находить информацию в интернете, анализировать ее, грамотно писать тексты, использовать целый ряд компьютерных программ (браузер, графические редакторы, программы для видеомонтажа), и понимать, чем посты в "Твиттер" отличается от постов в "Фейсбуке". Чем меньше редакция сетевого издания, тем важнее такая самостоятельность и многогранность сотрудников. Верно и обратное: чем крупнее и богаче издание, тем больше в нем может быть специалистов с особыми компетенциями, благодаря которым можно качественно обогатить продукт. 

К числу сотрудников редакции узкого профиля можно отнести обозревателей, фотокорреспондентов, бильд-редакторов, видеооператоров, корректоров. Журналист-универсал способен в одиночку переписать новостное сообщение с лент информагентств, взять по телефону комментарий о событии, подобрать в фотобанке фотографию, на Yotube видеоролик, опубликовать материал на сайте и разместить гиперссылки на него в социальных сетях. Но только разносторонний коллектив может выпустить высококачественный материал, с привлечением закрытых источников, широкого круга экспертов, снабдить его собственным фоторепортажем и инфографикой, а потом хорошенько "раскрутить" в социальных медиа с учетом особенностей каждой площадки. И в том и в другом случае задача будет выполнена, но на разном профессиональном уровне.

Можно выделить специфические только для интернет-СМИ роли сотрудников в редакции. Специалист по мониторингу или редактор-агрегатор, эта роль предполагает ориентацию в море информационных поводов и событий. "Мониторщик" отбирает темы в соответствии с предпочтениями конкретного сетевого издания. Специалист по социальным сетям (SMM), эта роль предполагает продвижение ссылок на публикации в социальных медиа с учетом особенностей каждой площадки. Модератор комментариев, эта роль предполагает контроль за процессом общения аудитории. Модератор следит, чтобы комментаторы не нарушали требований закона и редакция не была из-за этого наказана Роскомнадзором. Все эти роли могут выполнять отдельные лица, либо их можно распределить между членами редакции. Модерацию и SMM без можно отдать и на аутсорсинг, а вот мониторщика лучше держать в редакции и вручить сирену на случай особо важных новостей.

На практике выбор стратегии распределения обязанностей в коллективе ограничен количеством и качеством личного состава. Скромный бюджет диктует выбор в пользу журналистов с универсальным набором навыков. Он же и является препятствием для привлечения опытных специалистов. В свою очередь, большие финансовые возможности сами по себе не гарантируют высокое качество конечного продукта, ведь настоящих профессионалов своего дела на каждом рынке труда мало. Оптимальное решение в каждом случае следует искать в разумном сочетании журналистов широкого и узкого профиля в рамках одной редакции. 

В интернет-СМИ центральной фигурой производства остается редактор, и без него работа остальной части коллектива распадется на разрозненные элементы. Только это не просто редактор текста, а редактор мультимедийной публикации. Тоже самое касается корреспондентов. В мелких сетевых СМИ функции редакторов и корреспондентов могут выполнять одни и те же люди, причем благодаря технологиям беспроводного интернета и при наличии аппаратуры им доступна возможность опубликовать свой материал прямо с "полей". Эта возможность интернет-журналиста отсутствует у печатных СМИ и похожа на прямое включение у телеканалов и радиостанций, но обходится гораздо дешевле.

Следующие подразделения являются типичными для средних и крупных сетевых изданий: новостная либо информационная служба, группа специальных корреспондентов, фотослужба, отдел иллюстраций, а также тематические отделы: политика, экономика, спорт, культура и так далее. Иногда тематические отделы успешно заменяют редакторы с углубленной специализацией. У сетевого СМИ обычно есть свой IT-отдел, рекламный отдел, финансовая и хозяйственная служба, если только все эти функции не отданы на аутсорсинг. 

Руководство сетевым изданием

Как только сетевое издание решает привлечь сотрудников, возникает потребность обеспечивать их всем необходимым для работы, а также отчитываться о хозяйственной деятельности перед государством. Так в коллективе появляется бухгалтер и сотрудники обеспечения: завхоз, сетевой администратор, юрист, заведующий кадрами, секретарь, уборщица, водитель и другие. Программист, дизайнер и веб-аналитик работают над веб-сайтом издания, менеджер по рекламе продает рекламу, директор по развитию – с партнерами и планами, и так далее. 

Вся техническая часть коллектива обычно подчиняется генеральному директору. Все эти люди ничего не публикуют, но оказывают большое влияние на работу СМИ. На какой технике и с каким программным обеспечением будут работать редакторы и корреспонденты, каков будет функционал, дизайн и место веб-сайта в сложной системе новостных агрегаторов и поисковых систем, не будут ли журналистов отвлекать от работы бытовые проблемы – все эти и многие другие заботы ложатся на плечи генерального директора и его подчиненных. 

Несогласованность действий гендиректора и главного редактора, конфликты между ними, неизбежно несут с собой огромные трудности для работы редакции. Заканчиваются такие истории в итоге либо серией увольнений, либо падением производительности издания и его ликвидацией. 

На практике описанная выше проблемная ситуация может выглядеть так. Бюджет условного московского сетевого издания с коллективом из 12 человек составляет миллион рублей в месяц. Тридцать процентов уходит на аренду помещения для редакции в центре столицы, еще шестьдесят составляет зарплатный фонд. Остальное уходит на командировочные, текущие и бытовые расходы. У главного редактора много идей по развитию сетевого издания, но для их воплощения в жизнь требуются новые кадры, а денег на них не остается. Редакторы жалуются на низкие для Москвы зарплаты и тратят время и силы на дополнительный заработок на стороне. Гендиректор не может обойтись без своей команды, его также полностью устраивает адрес редакции. В результате посещаемость веб-сайта издания не растет, наиболее способные журналисты, набравшись опыта, переходят к более щедрым работодателям, аудитория и рекламодатели уходят к динамично развивающимся конкурентам. По итогам года учредитель оказывается недоволен показателями и принимает решение сменить команду проекта, все оказываются в проигрыше.

Чтобы избежать подобных проблем, между гендиректором и главредом должно быть согласие по всем рабочим вопросам, особенно если устав наделяет гендиректора правом влиять на редакционную политику, а главного редактора – на финансы. Второй вариант – совмещение должностей гендиректора и главного редактора одним лицом. Третий – строгое разграничении функций так, чтобы исключить конфликтные ситуации.

Обычная схема разграничения обязанностей в руководстве такова. Гендиректор отвечает за обеспечение редакции всем необходимым для работы, техническое обслуживание веб-сайта и коммерческую сторону деятельности редакции. Главный редактор осуществлял стратегическое планирование и определяет общую схему распределения обязанностей в коллективе. 

Часто у главного редактора есть заместитель, который отвечает за кадровую политику и тактическое распределение обязанностей, часто ему напрямую подчиняются корреспонденты. В подчинении главного редактора может быть ответственный секретарь, который контролирует выполнение сотрудниками обязанностей и плана, налаживает горизонтальные связи между отделами. Начальники отделов отвечают каждый за свой участок работы и следят за выпуском.

Важно, чтобы в руководстве редакцией соблюдался принцип единоначалия, так как "двоевластие" – противоречивые указания разных руководителей – дезориентируют, раздражают и демотивируют коллектив.

Все лекции на Academ.media

Шоу-бизнес в Telegram

1 августа 2016, 18:33