"Захар Иваныч" – это простое и милое прозвище грузовик ЗИС-5 получил за неприхотливость, выносливость и ремонтопригодность. Также называли его "трехтонкой", обозначая грузоподъемность автомобиля: три тонны.
Грузовик поставили на конвейер в 1933 году. Праотцом ЗИС-5 можно считать американский грузовик Autocar-5A. Именно на его узлах и агрегатах в 1930 году начали собирать "наш" АМО-2. Однако это продлилось недолго – около года. Всего было собрано 1715 экземпляров автомобилей. Тяжелые условия эксплуатации вкупе с неквалифицированными механиками быстро выявили все недостатки конструкции. С ноября 1931 года на смену АМО-2 пришел модернизированный вариант: АМО-3. Он отличался от предшественника усовершествованным задним мостом, формой передних крыльев и кронштейнов фар, а также размерами боковых бортов у кузова. Особенно стоит отметить, что грузовик имел невиданные доселе новшества: система зажигания от аккумуляторной батареи вместо магнето, гидравлический привод тормозной системы, бензонасос, тормоза на всех колесах и компрессор для накачки шин.
Первого октября 1931 года завод АМО (Автомобильное московское общество) был переименован в ЗИС (Завод имени Сталина). Модель АМО-3 продержалась на конвейере тоже недолго – новые технологии не выдерживали проверки российскими (уместнее было бы сказать – советскими) дорогами. Главный конструктор завода Евгений Иванович Важинский вместе с коллегами решился на очередную модернизацию грузовика. Переделки затронули коробку передач, сцепление, электрооборудование, кабину и радиатор. От гидравлического привода тормозов пришлось отказаться в пользу более простого механического привода, который можно было достаточно легко починить "на коленке". Все было направлено на то, чтобы сделать крепкое и выносливое транспортное средство. #{quote1} И вот, в 1933 году из ворот завода выехал новый грузовик ЗИС-5. Шестицилиндровый нижнеклапанный двигатель объемом 5555см3 выдавал 73 л.с. Автомобиль был оснащен четырехступенчатой коробкой передач и мог разгоняться до 60 км/ч. Расход горючего на 100 км пути составлял 30-33 л. В жаркую погоду двигатель мог работать на керосине. Масса снаряженного автомобиля составляла 3100 кг. Средний пробег до капитального ремонта составлял порядка 70 тысяч километров – серьезные по тем временам цифры. Некоторые особо аккуратные водители умудрялись проехать и сто тысяч километров!
Под руководством Е.И. Важинского были кроме того созданы столь знаменитые модели, как трехосный грузовик ЗИС-6 и правительственный лимузин высшего класса ЗИС-101. В 1938 году талантливый конструктор был репрессирован и расстрелян.
А затем началась война. Близость боевых действий заставила в короткие сроки эвакуировать большую часть московского автозавода в Миасс и Ульяновск. Военная модификация грузовика ЗИС-5В выпускалась на трех предприятиях: ЗИС, УльЗИС и УралЗИС. Модификация заключалась в упрощении конструкции автомобиля: кабина водителя стала деревянной, кузов имел только задний откидной борт, крылья делали гнутыми и сварными вместо штампованных, исчезла фара с пассажирской стороны, а из передних колес убрали тормоза. #{quote2} ЗИС-5В сыграл важную роль в тяжелые годы войны. Поразительная выносливость и ремонтопригодность автомобиля сделала его героем многих фронтовых рассказов. После войны ЗИС-5 продержался на конвейере еще два десятилетия. Миасский автозавод закончил производство модифицированной версии грузовика лишь в 1965 году.
Стоит отметить, что в 2005 году Завод имени Лихачева изготовил 150 "трехтонок" на шасси современного "Бычка" ЗИЛ-432930 для участия в параде, посвященном 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Здравствуй, дедушка Захар!