Практикующий психолог, коуч, сертифицированный гипнотерапевт в России и США, мастер нейролингвистического программирования
Одежда – один из способов взаимодействия с внешним миром. Она формирует наш образ, отображает настроение и намерения, демонстрирует принадлежность к той или иной социальной группе. Это инструмент, с помощью которого мы показываем окружающим, кем являемся и каково наше собственное отношение к людям.
Психолог Евгений Идзиковский предлагает задуматься над тем, какое значение имеет одежда для вас, чем вы руководствуетесь, выбирая себе новый наряд и действительно ли вам нравится то, как вы выглядите сейчас? Итак, по мнению специалиста, наша одежда – это:
Система распознавания "свой или чужой". С помощью нее люди имеют возможность обозначить принадлежность к определенной социальной группе. Например, признаком субкультуры "скинхеды" являются ботинки гриндерсы и подвернутые джинсы.
Демонстрация намерений. Яркая, выразительная и откровенная одежда направлена на то, чтобы привлечь внимание противоположного пола. Темная и закрытая, в свою очередь, как бы сообщает: "Я не готов сейчас общаться".
Показатель настроения. Каждый может подтвердить: когда просыпаешься в хорошем расположении духа, хочется одеться понаряднее.
Интересный факт: одежда может оказывать влияние на наше внутреннее состояние, настроение и поведение. Вспомните, как вы себе чувствуете, когда надеваете деловой костюм? А когда – кеды и смешную футболку? Каждый наряд связан с определенными стереотипами и ассоциациями, потому человек, отдавая предпочтение конкретному стилю, подстраивается и начинает вести себя соответствующим образом.
Есть люди, которые носят одну и ту же одежду каждый день? Подобное поведение – вовсе не показатель каких-то проблем, и может иметь следующие причины:
Безразличие к своему имиджу, когда в первую очередь ценятся тепло, удобство, комфорт.
Отсутствие любви и уважения к себе. Человек не видит смысла проявлять заботу и заниматься "украшательством" своего тела.
Подавление желаний. Проявляется в уверенности в том, что любому собственному "хочу" надо отказывать. Это может быть связано, например, с тем, что в детстве все обновки и внимание доставались младшим братьям и сестрам.
Показное самоуничижение. Человек намеренно одевается крайне просто, демонстрируя некоторую эпатажность.
Страх коммуникации, когда основная функция одежды заключается в том, чтобы сделать носителя максимально незаметным, не привлекать внимания.
Перенятая модель поведения. Например, родители внушили, что выкидывать вещи – плохо, а покупать новые – расточительство.
Личное мировосприятие: общий негативный взгляд на жизнь.
Самоощущение: чувствует себя "простым человеком", поэтому и одевается просто.
Также есть люди, склонные к шопоголизму. Они покупают большое количество вещей, которые затем не надевают по одному разу, либо не носят вообще. Что ими движет и почему так происходит? Дело может быть в том, что покупки – это самый легкий способ получить удовольствие, порадовать себя. При этом цель использовать то, что покупается, просто не стоит. А возможно, что в детстве у человека не было красивой одежды. Став взрослым, у него появились возможности покупать себе хорошие вещи, однако привычка носить их так и не сформировалась. Некоторые люди стремятся до мелочей продумывать свой образ, тщательно подбирать элементы по цветам и стилю. Такая привычка говорит о том, что:
Человек просто любит и уважает себя.
Для него большое значение имеет мнение окружающих, он опасается критики в свой адрес и стремится выглядеть идеально, чтобы избежать замечаний других.
Он в принципе ценит красоту и порядок, и ему важно, чтобы все вокруг было совершенно, включая собственный внешний вид.