Когда несколько миллионов россиян уже пользуются интернетом, Всемирная паутина становится вполне интересной для субъектов отечественного политического поля медийной средой. Конечно, есть несколько "но", но игнорировать возможность рунета вряд ли стоит. Тем более если задуматься о его перспективах. Напомним, что в минувшем 2002 году рунет был легитимизирован на самом высшем (и, на самом деле, единственном) уровне. Владимир Владимирович обзавелся собственным красивым и функциональным сайтом, встретился по этому поводу с группой разработчиков последнего и сказал несколько ободрительных слов в поддержку интернета (пусть сам им и не пользуется). В этом смысле характерно появления буквально через несколько недель после президентского обращения сайта Вячеслава Володина, руководителя думской фракции "ОВР". Проправительственным государственным деятелям, конечно, нужно идти в русле последних веяний (правда, сайт получился не очень удачным и был вскоре переделан, но все-таки).
Интернет также был широко задействован во время проведения "Линии 2002"; лидеры политических партий, фракций и движений неоднократно участвовали во всевозможных интернет-конференциях и мостах… Одним словом, интернет прочно вошел в жизнь политического истеблишмента. Остается только понять, насколько это всерьез, не является ли все вышеперечисленное не более чем промо-акциями, PR-ходами, рассчитанными на создание и поддержание имиджа современных, передовых политиков? Ответом (также и на вопрос об использовании интернета во время предстоящей предвыборной кампании), как нам представляется, может быть и "да", и "нет".
Сегодня, когда количество пользователей рунета, по нашей оценке, не превышает 6-8 миллионов человек, безусловно, нельзя говорить об интернете как о магистрально влияющей на электорат среде. Телевизионная, радийная аудитория, конечно, значительно больше. На порядок больше ее охват. Поэтому рунет все еще не может являться ресурсом, способным решить задачу формирования политической конфигурации. Кроме того, социально-демографическая специфика пользователей интернета (как правило – высшее или незаконченное высшее образование, доход выше среднего, 20-50 лет) до сих пор может несколько отпугивать те политические структуры, которые ориентированы на традиционные российский электоральные слои (левые, во многом – центристские силы).
С другой стороны, понятно, что рунет растет и уже сегодня необходимо начинать работу по завоеванию в нем прочных позиций – это значимо для всего спектра политических партий и движений, пусть даже некоторым придется играть на пока еще чужом электоральном поле (но ведь и коммунистический электорат рано или поздно придет в интернет!). А для некоторых политических сил (пусть эти силы едва набирают необходимые проценты для попадания в Госдуму (как современные российские правые), Всемирная паутина даже не предстоящих выборах может оказаться центральным инструментом работы с электоратом.
Именно поэтому можно с уверенностью прогнозировать как достаточно активные политдействия в рунете в канун предвыборной кампании, так и сравнительно небольшие (относительно других медийных сред) бюджеты, на них выделяемые. Будет иметь место "пристрелочная сессия", по результатам которой определится отношение политических институций к возможностям интернета на последующие несколько лет. Надеемся, интернет сможет показать себя достойно.
Комментарий эксперта. Иван Засурский, интернет-холдинг Рамблер. По поводу выборов мой прогноз простой. Интернет станет одной из арен предвыборной борьбы, причем с небывалой для рунета интенсивностью - начиная с августа 2003. До этого все будут представлять бюджеты, договариваться, пока кто-то один не сделает что-нибудь экстраординарное или просто хорошее. Тогда все начнется закидывание деньгами, чтобы сделали то же самое. Но будет уже поздно, поэтому все будет дороже. Общий бюджет сейчас все планируют порядка 2 млн. только по политике (цифра оценочная, но близкая к реальной), а осенью может оказаться, что она составит и три, и пять, потому что рекламу будет некуда ставить, и цены соответствующие.
Между тем, главное достоинство настоящего момента состоит в том, что можно создавать сайты и проекты - как от себя, так и с третьей руки - без оглядки на предвыборные фонды. И, что не менее важно - сейчас еще есть время придумать что-то оригинальное и сделать это хорошо. То есть использовать сеть не просто как рекламную площадку (хотя сейчас цены лучше, тоже факт), а как коммуникационную среду.
Основная борьба в сети, по логике, должна развернуться между СПС и Яблоком. Она и развернется, но по высказанной выше схеме (сначала кто-то первый должен сделать что-то интересное, потом все остальные схватятся за голову...). Больше половины пользователей сети по соцдему – правые (обеспеченная или не очень молодежь с либеральными ценностями). Есть и все остальные, понятно, но общая масса - порядка 10 млн. избирателей осенью 2003 года - симпатична правым. Однако это молодежь, и она нужна всем, и сеть - единственный способ сделать это. Не знаю, сколько времени пройдет прежде, чем это дойдет, но когда дойдет, я завидую рунету, хотя не завидую правым, потому что рекой пойдут безликие деньги бог знает на что. Горячая осень впереди.
И последнее. Уже были исследования, которые показывают зону влияния информации, размещенной в интернете - с учетом близких, друзей и проч. Аудитория интернета очень коммуникационно активна. Так вот, общая зона влияния - для слухов, сюжетов и тем из сети - порядка 40 миллионов. Это очень много на самом деле - но тема информационной сверхпроводимости сети заслуживает отдельного комментария.
В нашем следующем материале мы постараемся дать полный обзор интернет-ресурсов российских субъектов политического поля.