Межгосударственный авиационный комитет опубликовал официальное сообщение об итогах расследования катастрофы самолета Ту-154 Пулковских авиалиний под Донецком в августе прошлого года. В субботу МАК сообщил о своих выводах. "Причиной катастрофы самолета Ту-154М авиакомпании Пулково явился вывод самолета при полете в штурвальном режиме на закритические углы атаки и режим сваливания с последующим переходом в плоский штопор и столкновением с землей с большой верикальной скоростью", - говорится в официальном пресс-релизе комитета.
В МАК указывают, что "отсутствие контроля за скоростью полета и невыполнение указаний руководства полетной эксплуатации .... при неудовлетворительном взаимодействии в экипаже не позволили предотвратить переход ситуации в катастрофическую".
В то же время эксперты признают, что в руководстве полетной эксплуатации самолета Ту-154М и программах подготовки экипажей "отсутствовали необходимые рекомендации по особенностям пилотирования в продольном канале и использование механизма электротриммирования".
По данным МАК, у пилотов не было возможности отработать навыки пилотирования самолета в штурвальном режиме на больших высотах и углах атаки из-за отсутствия пригодных для этого тренажеров. Это, по мнению комитета, и привело к тому, что экипаж "при обходе зон грузовой деятельности и турбулентности допустил раскачку самолета по тангажу и выход за эксплуатационный диапазон углов атаки".
Эксперты в процессе расследования провели полный комплекс работ по оценке летной и технической документации по обеспечению эксплуатации самолета и подготовки экипажа, расшифровке и анализу данных бортовых и наземных средств объективного контроля. Было осуществлено необходимое моделирование с участием летчиков-испытателей и действующих линейных пилотов с целью оценки развития аварийной ситуации в полете. Исследованы все сохранившиеся элементы самолета и двигателей.
#{more} Были изучены также аналогичные авиационные события, в том числе катастрофа в районе города Учкудук и инцидент в районе города Котлас, происшедшие с самолетами Ту-154 за период эксплуатации. Научно-исследовательские институты авиационной промышленности и гражданской авиации с участием ОКБ "Туполев" провели дополнительный анализ испытаний самолета Ту-154 на больших углах атаки.
По результатам всех проведенных работ технической комиссией отмечены недостатки, вскрытые в ходе расследования, и разработаны рекомендации, направленные на повышение безопасности полетов и предотвращение подобных авиационных происшествий.
Напомним, что самолет Ту-154М, принадлежавший "Пулковским авиалиниям" и совершавший рейс Анапа – Санкт-Петербург, рухнул на землю в окрестностях Донецка 22 августа 2006 года. На его борту находились 170 человек.