Политика

Эрдоган в Сирии перешел на сторону Путина и Асада

К такому выводу пришли немецкие эксперты, проанализировав действия Анкары

Политика

Французы признали заслуги России в спасении Крыма

Если бы полуостров не вошел в ее состав, там была бы война как на Донбассе

партнеры
Суббота 30 июля
Лента новостей
партнеры
Политика

Кто задолжал Госдепу в России

Фото: GLOBAL LOOK press/Andrey Arkusha
Госдеп США и миллиардер Джордж Сорос тайно финансируют российские оппозиционные СМИ. Доказательства – во взломанной почте, принадлежащей гражданину США Эрику Джонсону, исполнительному директору международной организации Internews Network. Как следует из сообщений на официальном сайте, Джонсон занимается пропагандой уже лет 15, специализируется на постсоветском пространстве.
прочитано 2477 раз

В письмах – таблицы с названиями западных фондов и суммами, которые выделяются на российскую прессу. Если верить бумагам, речь идет о сотнях тысяч, а в некоторых случаях – и о миллионах долларов. Важная деталь: деньги получали не крупные центральные издания, а небольшие региональные СМИ. Зачем США тратить огромные деньги на прессу в российской глубинке, выясняла программа НТВ "Должники Госдепа".

ПО ТЕМЕ

MDIF – Фонд инвестиций в развитие медиа. Идея его создания пришла Соросу после событий в Югославии. Его протеже, сербский журналист Саша Вученич, возглавлявший оппозиционную радиостанцию, сыграл ключевую роль в свержении Милошевича. Сорос придумал изящную схему. Независимому изданию выдается заем под небольшой процент. Потом еще и еще – до тех пор, пока редакционная политика издания не окажется под контролем кредиторов. Тогда им настоятельно рекомендуют уделять особое внимание деятельности российской оппозиции и ее акциям. Фонд возглавил тот самый Саша Вученич. По его словам, первую ссуду Фонд дал в Челябинске – Борису Киршину, который управляет там независимой газетой.

Киршин – главный редактор "Челябинского рабочего" – стал собственником газеты в результате хитрой схемы по перепродаже акций, в которой участвовал сотрудник MDIF, гражданин США. Акции были куплены на деньги, выданные тем же Фондом. По мнению экспертов, неслучайно MDIF выбрал именно это издание.

"Челябинский рабочий" всегда отличался критической позицией по отношению к власти", – говорит журналист Роман Грибанов. А после смены собственника градус критики начал зашкаливать. Сотрудники газеты начали ездить в США, издание стало печатать благодарности Фонду Сороса и проявлять особый интерес к работе челябинских оборонных предприятий. Фонд действовал тонко. Чтобы убедить в искренности намерений, еще до подписания договоров займа руководителей СМИ вывозили за границу. На семинарах они встречались с руководителями MDIF. Фотосъемка запечатлела на таких мероприятиях главу Томского ТВ-2 Аркадия Майофиса, директора "Алтапресс" Юрия Пургина. По некоторым данным, последний – медиаменеджер из Барнаула – получил пять кредитов на сумму более чем два с половиной миллиона долларов. ТВ-2 в Томске – одна из старейших российских региональных телекомпаний. Среди ее спонсоров – ЮКОС Ходорковского и подконтрольная Госдепу США организация Internews Network, выделившая 1 миллион 360 тысяч долларов. Политика компании удивляла томских коллег: в частности, ТВ-2 замалчивала трагедию в одесском Доме профсоюзов и с одобрением отзывалась о Майдане. Сам Аркадий Майофис в России бывает редко: живет в Израиле, в особняке стоимостью два миллиона долларов.

Во всех этих компаниях действовала жесткая цензура: к примеру, критика лидеров оппозиции не могла пройти в эфир ни под каким видом. Если региональное СМИ, попавшее в долговую кабалу к MDIF, отказывалось выполнять указания Фонда, ему грозили расторжением договора – а в этом случае владельцу пришлось бы возвращать весь кредит.

Издатель бесплатной петербургской газеты "Мой район" Григорий Кунис с Фондом сотрудничает уже 10 лет. Согласно опубликованным отчетам, газета получила в 2004-2005 годах займов на 635 тысяч долларов. А в 2012 году выяснилось, что одна из компаний Куниса взяла у Фонда 900 тысяч долларов – и тут же обанкротилась. Что примечательно, настаивать на возврате займа MDIF не стал, и как ни в чем не бывало продолжил сотрудничать с Кунисом. Понятно, что отвечать на вопросы об источниках финансирования ни Кунис, ни руководители остальных упомянутых СМИ не желают.

Зачем же западным фондам спонсировать издания в Челябинске, Томске и далекой Якутии? Это можно понять, проследив за деятельностью фонда IREX – самой длительной программы Госдепа США, основанной еще в 60-х годах XX века. Фонд работает со студентами, политиками и журналистами. Заявленная цель – поддержка независимых СМИ. Однако на деле Фонд фактически воспитывает "пятую колонну" в среде журналистов. Существуют различные программы, в рамках которых молодых российских журналистов вывозят на обучение и стажировки в США.

Как говорит политолог Павел Данилин, такие программы особо опасны, так как рассчитаны на перспективу. Более того, прошедшим "стажировку" приходится позже подписывать соглашение об агентурной деятельности, сборе разведданных и о неразглашении. То есть программа фактически готовит агентов влияния. Подписание подобных обязательств с другой страной – если называть вещи своими именами – просто предательство.